Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Колокольные звоны

"Звонари"
холст, масло. 2000 г.
Александр Косничев

Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа и в традиционной русской культуре воспринимался как "глас Божий".

Русский колокольный звон уникален: в основе его лежат ритм, темп и тембр. "Мелодия в собственном смысле слова… отступает на задний план или же совершенно исчезает" (В.Н. Ильин). Отсюда главное достоинство колокола - его благозвучие. "Звонящей молитвой" называл русские колокола американский кампанолог Эдвард Вильямс.

Колокольный звон выполняет в церковной жизни определенные функции:
  - созывает верующих к службе,
  - выражает торжество Церкви и Богослужения,
  - оповещает о времени совершения наиболее важных частей службы.
Звоны зависят от статуса службы (отсюда и названия колоколов, которые используют: праздничный, воскресный, вседневный, часовой).

Существует несколько видов звонов: благовест - одиночные удары в большой колокол, перебор - по одному удару в колокола от малого к большому, перезвон - поочередные удары в колокола от большого к малым и трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.

Благовест размеренными ударами в большой колокол возвещает о начале богослужения. Это самый древний из звонов и назван так потому, что несет благую, радостную весть о начале Богослужения. "Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем следуют мерные удары" (протоиерей Серафим Слободской).

Перебор - это погребальный звон. Он представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно. Такой перебор колоколов повторяется "кругами" столько времени, сколько того требует устав, в конце перебора следует краткий трезвон.

Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни смертью. Радость в будущей жизни со Христом выражается, в заключение скорбного перебора, трезвоном.

Перезвон представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с большего и до самого малого от одного до семи раз в каждый. Устав определяет количество ударов в зависимости от назначения звона, например, вынос Креста сопровождается перезвоном по три удара, Водоосвящение по семь.

Трезвон - самый сложный по сравнению с другими звонами, он является наиболее ярким выражением колокольного звона. Кроме богослужебных "прописных" уставов здесь существует звонарская преемственность, которая в книгах не описывается, но важна не менее, чем литературные указания звонарям, поэтому обучение звонарей предполагает не меньшее руководство, нежели бывает наставничество у иконописцев или церковных певчих и чтецов (замечу, что "в царской России официальных школ колокольного звона не существовало", но недостатка в звонарях не было).

Трезвон совершается так: сначала "звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, то есть звон во все колокола трижды или звон в три приема" (прот. Серафим Слободской).

Существуют незыблемые правила для трезвона:
  - Постоянство ритма благовестника.
  - Запрет на исполнение мелодий (каких-либо песнопений, гласов и др.).
  - Постоянство темпа трезвона.
  - Иерархия колоколов: благовестник, большой и малый подзвон, зазвон.
  - Следование стилистике "попевочного фонда" местной традиции.

Разумеется, каждый опытный звонарь по-своему формулирует эти правила и свободен варьировать попевки и произвольно выбирать общее построение трезвона. Однако звонарь призван следовать традициям, которым обучен.
"В Церкви вся благообразно и по чину да бывает"
.

Развитие видов трезвона тесно связано со становлением русского церковного хорового пения, которое прошло большой путь от строгого знаменного моно-распева XVI века до трехголосия XVII-го. Скорее всего, становление трезвона как многоголосного вида звона происходит тоже на XVII век. Выделяются группы колоколов, которые выполняют различные функции в "колокольном оркестре" (такое деление сохраняется до сих пор). Самые маленькие колокола именуют дискантами или зазвонными. На них исполняют мелкие ритмические фигуры. Самые крупные - басовые колокола - задают темп звону и создают его основу, средние колокола или альты ведут мелодию.

На основе канонических на Руси сложилась разветвленная жанровая система звонов: будничные, постные, водосвятные, свадебные (или разгонные), встречные и, конечно, праздничные, среди которых великие, средние, красные. Красные звоны требуют большого состава колоколов, которыми располагают, в основном, кафедральные соборы, Лавры и крупные монастыри.

Колокольный звон в России всегда имел местные особенности. По-разному звучали звонницы на Севере и в Поволжье… Удивительные по красоте звоны были рождены местными традициями: в XVII-XVIII веках в Ростове Великом сложились Ионинский, Егорьевский, Акимовский звоны, несколько позже - Ионафановский, в Суздале - Ефимьевский, на Валдае - рябиновый… Колокольные церковные звоны прошли длительный путь развития, вобрав в себя весь опыт народного творчества. К началу ХХ столетия каждый регион России, каждая епархия имели свою сложившуюся каноническую систему звонов в рамках общерусской традиции.

Однако колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни - имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были "метельными", "сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными"…

В конце XX - начале XXI века искусство колокольного звона переживает второе рождение после многолетнего запрета. Строятся новые храмы, для которых уже не на одном десятке предприятий льют колокола, созданы школы звонарей. И хотя возрождение - дело всегда не простое, хочется верить, что колокольный звон скоро вновь станет неотъемлемой частью русской жизни.

Светлана НАРОЖНАЯ
Апрель 2004

Благодарю Константина Мишуровского за консультацию и критические замечания.

Основные источники:
  • В.Н. Ильин "Эстетический и Богословско-литургический смысл колокольного звона", Париж, февраль 1930.
  • С.В. Смоленский "О колокольном звоне в России", "Русская музыкальная газета", N 9-10, 1909
  • Протоиерей Серафим Слободской "О колоколах и русском православном звоне", распечатка с сайта www.magister.msk.ru
  • А.С. Ярешко "Колокольные звоны России", "Глаголъ", М., 1992
  • Т. Агапкина "Мать пресвятая Богородица, колокол святой", (статья), журнал "Родина" № 1-2, 1997г
  • Сайт Ростовские Звоны.
  • Сайт "Церковный звон в России".
  • Н.И. Завьялов "О колоколах и звонах" (сайт Академия Тринитаризма).
  • "Виды русских колокольных звонов", "Сибирская православная газета" N4Т, 2003г.


На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100