Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Стеклянные колокольчики коллекции

Этот рассказ не претендует на всеохватность темы "стеклянные колокольчики", в нем изложены лишь некоторые сведения, имеющие отношение к экземплярам моей коллекции, выполненным из стекла.

Колокольчики из стекла или хрусталя встречаются гораздо реже, чем металлические, фарфоровые или керамические. Однако стекло - материал, известный человеку с древних времен (приблизительно с 35 века до н.э.). Точно сказать, когда появились стеклянные колокольчики, пожалуй, невозможно. Но случилось это никак не позже XVI века: именно этим временем датируются самые ранние колокольчики из венецианского стекла, сохранившиеся до наших дней. (Справа - колокольчик XVI века венецианского стекла - иллюстрация из книги Ансельма Ланге "Европейские настольные колокольчики". На остальных фотографиях - некоторые колокольчики из моей коллекции. Они, естественно, существенно "моложе".)

Венецианское стекло.

Начало стеклодельного промысла в Северной Италии было положено еще во времена Римской империи. Потом промысел зачах. В XI веке им занялись бенедиктинские монахи. В XIII веке в Венеции осели византийские стеклодувы, и уже вскоре венецианское стекло не имело соперников не только в Италии, но и во всей Европе. Власти тщательно охраняли этот источник дохода: под страхом смерти мастера не имели права покидать город, также нельзя было вывозить материалы для приготовления стеклянной массы.

108х45, о. Мурано, Италия
современная работа

Первоначально все стеклодувные мастерские находились на территории Венеции, однако из-за угрозы пожаров декретом от 1291 года они были перенесены на маленький остров Мурано (остров находится в двух километрах к северо-востоку от Венеции). С тех пор венецианское стекло носит название муранского. В XVI веке слава муранского стекла (прозрачного и цветного, с узором из плетеных нитей, а также расписного) становится мировой. Чаши муранского стекла ценились дороже серебряных.

В XVIII веке серьезную конкуренцию изделиям Мурано составило стекло из Богемии (особенно после изобретения там рубинового и дымчатого стекла). В это время на острове начинается падение производства. В 1797 году Мурано оккупировали французские революционные войска. В результате оккупации в 1806 году стеклодувное производство на острове было полностью уничтожено.

Возрождение былой славы Мурано началось в середине XIX века. Адвокат из Винченцы Антонио Сальвиати при финансовой поддержке двух англичан основал завод и возобновил в Мурано производство великолепных стеклянных изделий, сочетавших венецианскую традицию и современность. Здесь и сегодня большинство изделий, как в старину, изготавливается выдуванием. Стеклодувная трубка за две тысячи лет не претерпела никаких изменений… "Возможно, потому так притягательны творения муранских художников, что в каждом предмете - след живого человеческого дыхания" (из проспекта).

100х65, о. Мурано,
Италия, 2009г.
100х60, о. Мурано,
Италия, 2009г.
115х70, о. Мурано,
Италия, 2009г.

Богемское стекло

100х40, "Карлштейн", Чехия, 2001г.

Первые упоминания о богемских мастерах-стеклодувах относятся ко второй половине XIII века. Стекольное производство в в Богемии (современная Чехия), является самым старым в Центральной Европе. В начале XVI века в стране уже насчитывалось около 90 мастерских, а их изделия можно было встретить не только во дворцах, но и в простых домах. В XVI веке в Богемию стали переселяться стекольных дел мастера из Саксонии. В результате слияния двух традиций и появилось знаменитое богемское стекло. Датой его рождения считают 1684 год, когда мастеру Мюллеру удалось выплавить стекло невиданной ранее чистоты. Вскоре о новой технологии заговорила вся Европа. Сначала богемские мастера копировали венецианские образцы, но постепенно выработали свой стиль, которому стали подражать стеклодувы из других стран, а изделия из богемского стекла заняли видное место в украшении всех королевских домов Европы.

80х46, Прага, Чехия, 1999г.

Наиболее ранние колокольчики богемского стекла, сохранившиеся в коллекциях музеев и частных собраниях, датируются XIX веком. Они изготовлены из прозрачного стекла или стекла насыщенного цвета: рубинового, опалового, ярко-синего, матового. Кроме того, колокольчики украшены изысканными ручками и язычками тонкой ювелирной работы.

Современные крупные предприятия по производству богемского стекла ведут свою "родословную" от маленьких средневековых мастерских. Мастера стараются сохранять многовековые традиции: многие технологические операции до сих пор производятся вручную (например, шлифовка хрусталя). "Изделия из богемского стекла сочетают в себе безупречный вкус, высокое качество и современный дизайн на основе вечной классики" (из проспекта). Что касается колокольчиков, то богемские колокольчики современной работы чаще всего прозрачные с изящной гравировкой.

Стекло в стиле "Мери Грегори" (Mary Gregory glass)

150х95, подарен в 2003г.
2-ая половина XX в.

Стекло "Мери Грегори" славится не качеством стекла, а особым стилем росписи. Его легко распознать по простоте и наивной прелести рисунка: это нежные белые эмалевые миниатюры по цветному или прозрачному стеклу, на которых изображены силуэты детей в викторианском стиле. Миниатюры похожи на иллюстрации английской художницы Кейт Гринуэй (Cate Greenaway). Дети, изображенные на эмалях, играют сачками, удочками и обручами, запускают змеев, собирают букеты… Они одеты в "лучшую" воскресную одежду, матросские костюмы или кринолины. Деревья, кусты, травы на миниатюрах выполнены в тонком "перьевом" стиле. Цвет стекла различен: прозрачное, аметистовое, темно-зеленое, светло-зеленое, янтарное, голубое, бирюзовое, кобальтовое, рубиновое, "крэнберри" (клюква). (Цвет указан в порядке возрастания ценности.)

Откуда появилось название "Мери Грегори"? Существует миф, что Мери Грегори (1856-1908) была художницей, работавшей (приблизительно с 1885 года) вместе с сестрой для американской компании "Boston and Sandwich Glass Company". Мэри очень любила детей, но не имела своих, отсюда и сюжеты с детьми. Однако даже если бы обе сестры работали каждый день и были еще живы, они все равно не смогли бы создать все работы, носящие имя "Мери Грегори"… Кроме того, в то время, когда в "Boston and Sandwich Glass Company" работала декоратор с таким именем, компания декоративное стекло уже не производила. Название же "Мери Грегори" закрепилось только около 1920-х годов…

Стекло "Мери Грегори" разделяют:
- на старое стекло (1879-1939 гг.), изготовленное выдуванием. Оно поступало преимущественно из Центральной Европы, возможно из Богемии (фабрика "Hahn Factory" в Габлонце);
- стекло, изготовленное после 2-ой мировой войны и производимое до наших дней по всему миру.

Наиболее ценным, естественно, считается стекло первого периода, хотя оно иногда и уступает по качеству самого стекла современному. Характерные его цвета: "крэнбери", бутылочно-зеленый или прозрачный. Качество живописи более высокое, чем у современных версий. Очень редко роспись не белая: подчеркнуты глаза, рот, раскрашены волосы или лица, но это, как считают, снижает художественную ценность изделия. Распространены подделки "под старое стекло", когда стекло конца XIX века уже гораздо позже было расписано в стиле "Мери Грегори". Современное стекло "Мери Грегори" весьма трудно датировать, не просто и определить, где оно изготовлено.

Гусь Хрустальный

100х57, Россия, 2002г.
хрусталь, латунь

В 1756 году орловский купец Аким Мальцов во Владимирском уезде Московской губернии основал хрустальную фабрику. Фабрика дала жизнь городу Гусь Хрустальнй.

"Мальцовский" хрусталь был знаменит на всю Россию. Славу его создавали руки талантливых мастеров Сысоевых, Зубановых, Травкиных, Васильевых и многих других. Кроме прозрачного хрусталя здесь изготавливали многослойное цветное стекло, имитирующее золото и серебро. Это была продукция для "азиатского" рынка: Мальцов в 1828 году получил право на беспошлинную торговлю в Персии. И вот по какому случаю. Иван Сергеевич Мальцов был первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял А.С. Грибоедов. Мальцов оказался единственным человеком, который остался в живых после разгрома миссии. Беспошлинная торговля была знаком искупления вины со стороны персидского шаха.

111х57х50, Гусь Хрустальный, 2008г.
120х60, Гусь Хрустальный, 2007г.

Довольно быстро слава "мальцовского" хрусталя перешагнула границы России: изделия завода были удостоены золотых медалей на выставках в Париже, Вене, Чикаго.

Традиции старых мастеров бережно хранят и развивают современные гусевские художники. В 1983 году в Гусь Хрустальном был открыт музей хрусталя.

Хрусталь необыкновенно певуч, наверно поэтому в работах современных мастеров из Гусь Хрустального нашлось место красивым и мелодичным колокольчикам, своей формой напоминающим русские храмы.

Дятьковский Хрусталь

С семьей Мальцовых тесно связана и история Дятьковской хрустальной фабрики. Основала ее возле деревни Дятьково, на речке Ольшанке (ныне это Брянская область), заводчица Мария Мальцова в 1790 г.

165х80,
Дятьково, 2007г.

Разнообразный ассортимент от самых простых обиходных предметов - стаканов, рюмок, бокалов, графинов, вазочек - до многопредметных сервизов и уникальных деталей архитектурного убранства, был широко известен и популярен в России и за ее пределами.

Информация с сайта фирмы: "Дятьковское стекло всегда отличали высокие художественные достоинства, строгая гармония форм и декора, чистота, прекрасное качество отделки. Богатый опыт художественной культуры, накопленный многими поколениями, был обобщен, сконцентрирован и получил своеобразную трактовку в работах современных художников и мастеров-умельцев. Во все времена волшебное искусство дятьковских мастеров-хрустальщиков удостаивалось наград и восторженных отзывов покупателей."

В настоящее время ОАО «Дятьковский Хрусталь»  – современное, динамично развивающееся предприятие, регулярно получающее награды разнообразных российских и международных выставок и конкурсов.

Другие колокольчики из стекла

90х85, Япония, 2002г.
цветное стекло, коралл

Кроме колокольчиков известных стекольных промыслов (о них рассказано выше), в моей коллекции есть несколько экземпляров, о которых известно, в лучшем случае, лишь место их изготовления. Один из таких колокольчиков - японский (на фото слева) из цветного стекла с языком из кусочка коралла. К сожалению, рекламный лист фирмы, изготовившей его, отпечатан только на японском языке.

Следующий экземпляр - это небольшой стеклянный колокольчик, приобретенный в 2004 году в Веймаре (Германия). Он расписан нежными эмалевыми цветами и украшен крошечным латунным колокольчиком у петли. Как оказалось (спасибо за сведения Наталье Степановой), этот стеклянный колокольчик расписан госпожой А. Фогель (A. Vogel) из городка Риквир на севере Франции, о чем свидетельствуют инициалы художника: AV. О небольшом изящном колокольчике (он второй слева внизу) известно лишь, что он изготовлен нидерландской фирмой "Boru International". Сам колокольчик практически бесцветен, но его рукояткой служит алое сердце, а язычком - светло-розовый граненый стеклянный щарик. Нельзя не упомянуть и колокольчик, выполненный из хрустальной рюмки (внизу справа), его автор - Галина Сурганова (историю появления этого колокольчика в собрании можно найти в рассказе о троицкой части коллекции). И еще необычный стеклянный экземпляр - "плоский" колокольчик из Праги, выполненный в витражной технике (второй справа внизу).

Весенний
70х42, Веймар, 2004г.
С сердцем
60х33, Фирма "Boru International", Нидерланды, 2007г.
Витражный
60х50х4, Прага, 2001г.
Колокольчик из рюмки
80х46, Троицк, 1998г.

Менины (по Веласкесу)
128х71, Барселона, Испания, 2007г.
Менины (деталь)
Приветствие новичка :)
Замечательный колокольчик, изготовленный по мотивам "Менин" Веласкеса, прибыл в коллекцию из Барселоны (Испания) в 2007 г. Язычком колокольчика служит небольшая фигурка девочки с кувшином будто сошедшая с полотна великого испанского живописца. Юную даму тепло приветствовал один из старожилов коллекции (на фото справа) :). К сожалению, название фирмы-изготовителя этого испанского колокольчика установить пока не удалось.



Примечание: в этот рассказ о стеклянных колокольчиках коллекции не включены елочные колокольчики.

Светлана НАРОЖНАЯ

Сентябрь 2004;
июль, ноябрь, декабрь 2007;
январь, ноябрь 2008;
декабрь 2009

Основные источники:


На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100