Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Фарфоровые колокола из Майсена


Первые попытки создания (XVIII век)

Традиционный материал для колоколов - бронза (сплав меди с оловом). Однако есть место, где этой традиции не следуют. Это Майсен - небольшой город в Саксонии, родина европейского фарфора, и единственное место в мире, где льют фарфоровые колокола для часов и карильонов. В Германии их называют Glockenspiel - глокеншпиль - дословно "колокольная игра". (На снимке из газеты "Sächsische Zeitung" - колокола Фрауэнкирхи Майсена.)

В Европе фарфор впервые был получен в 1708 году в Майсене талантливым алхимиком Иоганном Фридрихом Бётгером (его портрет на медальоне). Финансировал работы саксонский курфюст и польский король Август Сильный. Он же повелел устроить в Майсене фарфоровую мануфактуру, и именно ему приписывают идею создания фарфорового колокола: говорят, что королю так понравился нежный звон фарфоровой чашки, что он пожелал иметь музыкальный инструмент с фарфоровыми колоколами - глокеншпиль. В 1729 году Август дал задание придворному архитектору Даниэлю Пёпельману сделать проект часового павильона в Цвингере (Дрезден). Правда, не известно, с какими колоколами павильон был задуман: бронзовыми или фарфоровыми. Но именно в это время (с 1730-1731г.г.) на фарфоровой мануфактуре в Майсене начинают отливать колокола. Однако потребовалось около 6 лет, чтобы получить красиво звучащий фарфоровый колокол…

22 сентября 1737 года в Японском дворце Августа в Дрездене состоялась презентация необычного инструмента - глокеншпиль с фарфоровыми колоколами. 52 колокола (в форме плоских чаш) для инструмента были отобраны из 700 (!) колоколов, отлитых на майсенской мануфактуре (колокола заданного тона отливать тогда еще не умели). Мастер Иоганн Кендлер сделал для инструмента красивый деревянный корпус четырех метров в высоту, органный мастер из Майсена Иоганн Хэнель сконструировал систему управления колоколами, опробовать глокеншпиль было доверено лучшему придворному музыканту Пантелеону Хебеншрайту. Но к разочарованию короля и почтенной публики инструмент гармоничного звучания и чистоты звука не дал … Больше им не пользовались. (Сейчас это экспонат музея фарфора в Дрездене, фото из книги A. Raasch „Glockenspiele aus Meissener Porzellan".)

Следующая попытка создания глокеншпиль с фарфоровыми колоколами датируется 1740 годом. Это был настольный инструмент с 48 колоколами в форме широких чаш - работа Кендлера для графа Генриха фон Брюля. Инструмент сгорел в 1767 году.

Третий экземпляр глокеншпиль известен по рисунку из книги Карла Берлинга "Майсенский фарфор и его история". Этот инструмент (тоже с 48 колоколами) был изготовлен по заказу графини Брюль-Коловрат. По наследству он перешел во владение герцога Веймарского. Когда инструмент погиб - не известно, однако в музее Веймара до сих пор хранятся три колокола из этой глокеншпиль с золотым ободом по краю юбки и гербами рода Брюль-Коловрат на боку.

Дальнейшие попытки усовершенствовать глокеншпиль с фарфоровыми колоколами успехом не увенчались, и их производство было прекращено. А фарфоровый колокол остался в продукции майсенской мануфактуры только в виде настольного колокольчика. Была отработана его форма, которая остается неизменной вот уже более 200 лет, менялись лишь форма ручки да роспись в соответствии с веяниями моды. (На иллюстрации из книги A. Lange "Europäische Tischglocken" вы видите колокольчики XVIII века. Подобные колокольчики есть и в современном ассортименте мануфактуры.) Но благодаря настольному колокольчику, мелодичный звон фарфорового колокола не забылся.

Поющие колокола Эмиля Пауля Бёрнера (1929г.)

"Приручить" фарфоровые колокола удалось Эмилю Паулю Бёрнеру (Emil Paul Börner) в 1929 году. Именно тогда на Фрауэнкирхе Майсена был установлен первый в мире набор из 37 колоколов. Прошло 192 года от первой глокеншпиль из Японского дворца Августа Сильного до первого хорошо настроенного инструмента…

Эмиль П. Бёрнер (фото из книги A. Raasch „Glockenspiele aus Meissener Porzellan"), сын рабочего мануфактуры, рано проявил художественные способности. Он успешно закончил училище при майсенской мануфактуре, затем Академию художеств в Дрездене. Расцвет его карьеры в Майсене (где он начал работать с 1910 года) удачно совпал с подъемом здесь фарфорового производства после первой мировой войны. С 1930 года Бёрнер - главный скульптор мануфактуры. Он разработал многие модели медалей, ваз и сервизов, его работы известный в Германии памятник из фарфора павшим солдатам (находится в Николайкирхе Майсена). Но его главным профессиональным успехом стали именно фарфоровые колокола.

Их отличает мягкий насыщенный звук, особенно на высоких тонах. Однако фарфор - сложный материал, для прочности требующий обжига, после которого изделие уменьшается в размере примерно на 1/7. Вот и попробуйте в этом случае отлить колокол точно заданного тона… Бёрнер начал работы в этой области в 1926 году, а к 1929 году технология производства была отработана в двух вариантах, отличавшихся в основном способом формовки колокола. Первый: фарфоровую массу формуют на гончарном круге вручную, затем колокол принимает окончательный вид в гипсовой форме. Второй способ: более пластичная, чем в первом случае, фарфоровая масса заливается сразу в гипсовую форму. Затем (независимо от способа формовки) колокола просушивают, покрывают глазурью, и обжигают в первый раз (при температуре 900-1000 градусов). Профессор Бёрнер разработал семь основных форм для колоколов (по числу нот в октаве). Высота форм варьируются от 15 до 70 сантиметров. А диапазон звучания у фарфоровых колоколов до 4-х октав. Затем следует второй обжиг (при температуре 1350-1450 градусов), после которого колокол приобретает достаточную прочность и хороший звук. Именно после второго обжига из основных форм путем обрезания и стачивания получают колокола промежуточных тонов октавы.

В основном отливают колокола белого цвета, исключение - первые колокола часового павильона в Дрездене (они были золотыми), первые колокола в Бремене (были синими снаружи и золотыми внутри) и существующие колокола в австрийском городе Гмунден (в зеленую полоску). На одном боку колокола обычно стоит фирменный знак майсенской фарфоровой мануфактуры - две синие скрещенные шпаги, а на другом нанесен тон - скрипичный ключ и нота. (Обе фотографии из книги A. Raasch „Glockenspiele aus Meissener Porzellan".)

Где устанавливают и как играют на фарфоровых колоколах

Устанавливают фарфоровые глокеншпили обычно там, где их хорошо слышно и видно: в парках и больших внутренних дворах, в местах скопления туристов. Для музыкальных композиций выбирают известные мелодии, обычно их несколько: для разных времен дня и года. Как и у бронзового колокола, у фарфорового в начале преимущественно звучит его основной тон, а затем обертоны, и здесь очень важно их гармоничное сочетание. Это целая наука. Звук должен быть долгим, чтобы успели прозвучать все обертоны колокола. Для этого подходят спокойные мелодии, и их подбирают для каждого конкретного набора колоколов. Например, специально для глокеншпиль в Дрездене (фото слева) и в Берлине это делал композитор Ганс Пфитцнер, а для глокеншпиль в Бремене композитор Дитер Томас в 1981г. обработал народные песни.

Количество колоколов в глокеншпиль зависит от выбранной музыкальной композиции и наоборот. Если ограничиваться малотональнами мелодиями, достаточно 6-7 колоколов, для сложных мелодий необходимо более сорока… В принципе, 17-18 колоколов хватает, чтобы исполнять одноголосые и простые многоголосые композиции. Большие глокеншпиль с 36-40 колоколами могут исполнять и очень сложные музыкальные произведения (однако красота аккордов при этом несколько теряется).

Фарфоровая глокеншпиль - сложный музыкальный инструмент. Самый старый способ игры на нем - вручную. Если при этом задействовать несколько звонарей, то можно создать многоголосие. Следующий способ - игра с клавиатуры, которая очень похожа на рояль. Существуют пневматическая и электрическая клавиатуры. В последнее время используется микроэлектронное управление ударными механизмами колоколов (снимок слева из книги A. Raasch „Glockenspiele aus Meissener Porzellan"). Первый набор колоколов с таким управлением был установлен в Лейпциге в 1984 году, затем в Веймаре в 1987.

Колокола Фрауэнкирхи Майсена

Однако вернемся к самой первой глокеншпиль, изготовленной в 1929 году для Фрауэнкирхи Майсена. Храм получил такое чудо в год тысячелетия города. 37 колоколов исполняют 6 хоралов, управляются башенными часами, но могут управляться и с клавиатуры. Сначала колокола звонили каждый час, начиная с 6 утра. Это была песня "Просыпайтесь, нас зовет Голос".
В 9 утра исполняли "Боже, мы тебя хвалим".
В 12 час. - "Боже, храни Короля".
В 15 час. - "Мы идем молиться".
В 19 час. - "Крепкий замок наш Господь".
В 21 час то же, что и в 12.
Потом время изменили на полчаса: 6:30, 8:30, 11:30, 14:30, 17:30, 20:30.
С 1971 года в 11:30 колокола играли Бетховена, кроме этого они били каждую четверть часа.

С 1929 года ударный механизм глокеншпиль чинился несколько раз, заменялись некоторые колокола. Такой сложный инструмент нуждается в постоянном уходе, который во времена экономического спада в стране не всегда обеспечивался должным образом, в результате чего металлические части инструмента ржавели, качество звучания ухудшалось. После 70 лет работы инструмент расстроился… Для реставрации уникальной глокеншпиль в 1998 году было образовано "Общество Фрауэнкирхи Майсена". С 2002 года фарфоровые колокола в Майсене не звонят… Требуется замена почти всех колоколов (только два колокола из прежнего набора пригодны для дальнейшей эксплуатации), необходима реставрация ударных механизмов и, конечно, тщательный уход за инструментом в будущем. Деньги на это собирали "всем миром". В к маю 2004 года все работы должны быть закончены (к 1075-летию Майсена).

Колокола нового набора для Фрауэнкирхи отливались естественно в Майсене. В апреле 2003 года на "Дне отрытых дверей" майсенской фарфоровой мануфактуры мне довелось в буквальном смысле прикоснуться к ним…

Фарфоровые колокола по всему свету

После отливки колоколов для родного Майсена на мануфактуре в 1933 году отлили колокола для часового павильона в дрезденском Цвингере, который в феврале 1945 года был разрушен, как и весь Цвингер. Восстановлен он был вновь по старому проекту Пёпельмана, новые колокола отлили в 1964 году. (Подробнее о фарфоровых колоколах в Цвингере можно прочитать на отдельной странице "Часы" этого сайта.)

В 1934 году был отлит набор колоколов для Бремена. Он замечательно встроен в ажурную решетку между крышами двух соседних домов и является одной из достопримечательностей старого города.

Расцвет фарфоровых глокеншпилей наступил в 60-80 годы ХХ века. Наборы фарфоровых колоколов были установлены во многих городах Германии, в Австрии (г.Гмунден, 1958 и обновлен в 1993), Финляндии (г.Пухесальми, 1989), Японии (г.Арита, 1986). У каждой глокеншпиль оригинальное архитектурное решение, своя мелодия, но у всех очень красивый голос…

На фотографиях из книги A. Raasch „Glockenspiele aus Meissener Porzellan" слева направо: фарфоровые глокеншпили из Пухесальми, Бремена, Гмундена, Ариты и Веймара.

В свое время профессор Бёрнер писал: "Я надеюсь, что фарфоровые глокеншпили будут радовать слух и побуждать к лучшему." Да будет так!

Светлана НАРОЖНАЯ
Февраль 2004г.

Источники:
  • A. Raasch „Glockenspiele aus Meissener Porzellan", Verlag H.M. Hauschild, Bremen, 1994
  • H. Dämmig "Meißner Porzellanglockenspiele" Meißen-Information, 1999
  • A. Lange "Europäische Tischglocken" Minner Verlag, Kornwestheim, 1981
Благодарю Михаила Нарожного за помощь в работе с текстами на немецком языке.


На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100