Колокол крейсера "Дрезден"
24 февраля 2006 года объединенная команда чилийских и немецких водолазов под
руководством Вилли Крамера (Willi Kramer) обнаружила и извлекла из-под воды судовой
колокол немецкого крейсера "Дрезден", затопленного командой вблизи
чилийского острова Робинзона Крузо в 1915 г. в ходе Первой мировой войны.
Колокол, имеющий около 60 см в высоту и 80 см в диаметре, и несущий надпись
"SMS DRESDEN", прекрасно сохранился на глубине 60 метров.
Немного истории. Легкий крейсер "Дрезден" был спущен на воду в 1908г. Это был
первый немецкий крейсер оборудованный новыми по тем временам турбинными двигателями
Парсонса, которые позволяли кораблю водоизмещением 3 364 тонны развивать
скорость до 25 узлов (46,3 км/час). Еще до начала Первой мировой войны
"Дрезден" около года провел в районе Карибского бассейна. После начала войны
корабль в составе немецкой Восточно-азиатской эскадры принимал участие в боевых
действиях в южной Атлантике. В декабре 1914 г "Дрезден" оказался единственным
немецким кораблем, избежавшим потопления в ходе битвы за Фольклендские
острова. Спасению крейсера весьма способствовали новейшие турбины, позволившие ему
оторваться от преследовавших его кораблей британского военно-морского флота.
"Дрездену", обогнувшему мыс Горн, удавалось скрываться у побережья южного Чили
вплоть до марта 1915 г, когда он был обнаружен британскими кораблями вблизи
острова Робинзона Крузо. Выслав для переговоров лейтенанта Вильгельма Канариса
(в последствии ставшего шефом Абвера - немецкой военной разведки), команда
корабля, у которого
были практически исчерпаны запасы топлива и боеприпасов, стала готовить его к
затоплению. 14 марта, в 11:15 корабль ушел под воду. Более 300 членов экипажа,
заблаговременно покинувших крейсер, было интернировано чилийскими властями
вплоть до окончания войны. Скорее всего, жилось им в Чили совсем неплохо, т.к.
около трети из них решило остаться в Чили и после войны.
В ноябре 2008 г., спустя ровно сто лет после спуска крейсера "Дрезден"
на воду, Республика Чили передала колокол Музею немецких вооруженных
сил в г. Дрезден, где он и будет экспонироваться после прохождения реставрации.
Этот шаг чилийских властей в Германии вызвал вполне понятное
одобрение.
Прожив несколько лет в Дрездене,
мы, естественно, не могли не обратить внимание на сообщение о подъеме одноименного
колокола и передачу его немецкому музею. Стоит отметить, что далеко не всегда
подъем колоколов с затонувших кораблей заканчивается так мирно и даже, в какой-то
мере, благостно. Так, подъем колокола, предположительно придлежавшего кораблю
Колумба, привел даже к нешуточному конфликту между Испанией и Португалией,
см. страницу
"Оказывается...".
Сведения и фотографии из:
Светлана НАРОЖНАЯ
апрель 2009г.
|