Единственный музей колоколов, в котором мне довелось побывать,
находится в Апольде, небольшом городе с населением 27 тысяч
человек, расположенном неподалеку от Веймара в Тюрингии
(Германия). Основой замечательной экспозиции музея стала частная
коллекция колоколов литейной династии Шиллинг (Schilling).
Музей был открыт в 1952 году, когда на заводе Шиллингов
в Апольде еще отливали колокола (что продолжалось до 80-х
годов ХХ века).
Колокола в музее встречают посетителей прямо у входа. Поразительно,
но здесь можно фотографировать, трогать экспонаты руками и,
как потом оказалось, даже звонить в колокола, к некоторым из
которых специально привязаны веревки или колотушки…
Экспозиция открывается залом древних колокольчиков. В книгах
я видела немало снимков подобных колокольчиков, поэтому не
ожидала, что эти так поразят. Именно после посещения музея в Апольде
у меня появился к ним особый интерес. Возникла даже некоторая
"обида" на то, что колокольчики часто называют "младшими
братьями" колоколов. Это большая ошибка, потому что "старшим
братом" в колокольном семействе является как раз колокольчик,
которому около… 40 веков! (Китайские бронзовые колокольчики
датируют 23-16 веками до нашей эры. Предполагают даже, что
колокольчики-гремки из высушенных плодов, дерева и глины
имелись уже в эпоху неолита!)
Старейшие колокольчики музея приблизительно одного "возраста":
они датируются 8-5 веками до нашей эры, но происходят из
разных мест. Отлично сохранился бронзовый колокольчик из
Ассирии, Междуречье (высота 9.5 см, диаметр колокольчика
6 см, обруча - 12.5 см). Исходя из его размеров, можно
предположить, что он был, скорее всего, ритуальным, но мог
предназначаться и для украшения верховых, священных или
жертвенных животных, что было обычным на Древнем Востоке.
На границе с Ассирией на территории современной Армении в
9-5 веках до н.э. существовало государство Урарту, в котором
было высоко развито (для тех времен) искусство бронзового и
железного литья. Изделия из Урарту были распространены на
Кавказе и в других землях вплоть до современной Италии.
Большей частью найденные археологами колокольчики были
элементом конской упряжи. Именно такие колокольчики (8-6 в.
до н.э.) есть в экспозиции музея. Найдены они были на Кавказе.
Трудно поверить, но бубенец-трещотка, украшенный симпатичным
изображением маленькой лошади (на фото слева), тоже
солидного возраста. Он датируется 5 веком до н.э. Это скифская
работа (найден на территории Румынии). Скифы населяли
Причерноморье, побережье Дона, Днепра и Дуная в 7-3 веках до
н.э. Это были кочевые племена, которые перемещались на восток
через Кавказ до Передней Азии и на запад до Средней Европы.
Скифские колокольчики отличает вытянутость формы. Кроме
замечательного бубенца, в коллекции музея имеются скифские
колокольчики с Кавказа (7-6 в. до н.э.) и из Венгрии (6 в.
до н.э.).
Древние греческие бронзовые колокольчики музея датируют 7
веком до н.э. (из Самоса - Samos) и 1 веком до н.э. (из
Делоса - Delos) (самые нижние на снимке слева). Но
подлинным шедевром всей экспозиции древних колокольчиков
музея, как мне кажется, является греческий терракотовый
колокольчик 7 в. до н.э. из Тебена (Theben). Он вполне мог бы
украсить любую выставку современного искусства…
Здесь же находится и первый (по времени изготовления)
колокольчик нашего времени в собрании музея. Это бронзовый
римский колокольчик 1 века н.э. (он самый верхний на фото
слева вверху).
Однако отправимся дальше по залам музея. Следующими "по
возрасту" экспонатами коллекции являются уже не колокольчики,
а колокола, причем одни из старейших в Германии. Колокол
Теофилуса формы "улей" высотой 63 см и весом 202 кг был отлит
в конце XI - начале XII века мастером Вольфгерусом (Wolfgerus).
В музей он попал из местечка Ашара (Aschara), что неподалеку
от города Гота (Gotha) в Тюрингии. Таких колоколов в Германии
сохранилось лишь около 15 экземпляров. Колокол Теофилуса из
музея в Апольде - настоящая фотомодель: его фото часто
приводится на страницах книг и статей о колоколах… Здесь же
можно увидеть колокола в форме "сахарной головы" 13-14 веков.
Их отличает вытянутая форма с довольно широкой "юбкой".
(Очерк "Старейшие колокола Германии"
можно также найти на настоящем сайте.) В этом же зале представлены
материалы о старинных литейнях и первых известных литейщиках,
о самом благозвучном готическом колоколе -
"Глориозе" из Эрфурта, об
использовании колокола в качестве сигнального и культового
инструмента.
Самый интересный экспонат следующего зала музея - небольшой
бронзовый колокол 1607 года отливки с оригинальной подвеской.
Все-таки сложно звонили и звонят в Европе: раскачивая весь
колокол. Пока колокола были небольшими, подобно этому, все
было под силу одному человеку, но по мере увеличения веса
колоколов, потребовались усилия многих звонарей. В ХХ веке их,
правда, заменили электродвигатели.
По собранным в музее церковным колоколам разных лет можно
проследить, как росло мастерство литейщиков, усложнялась и
совершенствовалась отделка колоколов. Для примера на
фотографиях последовательно представлены колокола 14 и 15
века (два первых фото), отливки 1677 и 1788 годов
(два колокола вместе) и отливки 1766 и 1848 годов.
В музее можно увидеть и один из результатов поиска оптимальной формы для
колокола - это экземпляр необычных пропорций, отлитый в 1766
году здесь, в Апольде. К сожалению, в него нельзя позвонить,
а потому и составить впечатление о результате эксперимента :)…
Экспозиция музея очень хорошо представляет разнообразие в
использовании колоколов. Здесь есть корабельные колокола
(самые верхние на фото слева внизу), часовой колокол
из школы для мальчиков в Апольде (самый нижний на том же
фото), локомотивный колокол конца ХХ века, колокольчики
для конной упряжи второй половины 19 века - родня русских
поддужных колокольцев и бубенцов, колокольчики для животных
(среди них пара экземпляров размером с доброе ведро!).
Не забыты и уникальные
фарфоровые колокола из Майсена, которые
нигде, кроме мейсенской фарфоровой мануфактуры, больше не
делают. Говорят, их идею подал курфюст саксонский и король
польский Август Сильный (18 век): ему так понравился нежный звон
фарфоровой чашки, что он пожелал иметь у себя фарфоровую
"колокольную музыку". Фарфоровые колокола стали отливать еще
при жизни Августа, но их музыкальную настройку удалось
реализовать только к 1929 году. Тогда и был установлен первый
набор из 37 колоколов на Фрауэнкирхе
Майсена к празднованию
1000-летия города. Сейчас наборы таких колоколов звонят во
многих городах Германии, а также в Австрии, Финляндии и Японии.
Звон их совершенно особенный, нежный и очень мелодичный, это
я утверждаю со всей ответственностью, потому как сама его
часто слышу в дрезденском Цвингере, где установлены
часы с
сорока фарфоровыми колоколами.
Музейная экспозиция не обошла вниманием настольные и
декоративные колокольчики, они занимают приличную витрину.
Особенно хороши два: колокольчик с венком, а также с литой
надписью "1900".
Далее вас ждут восточные колокола. Их собрание открывает
потрясающий экземпляр - китайский колокол отливки 1430 года
в резной раме выше человеческого роста из эбенового дерева.
Впервые я увидела его на репродукции в книге (слева внизу), и этот колокол
меня просто поразил. По репродукции я представляла его
размером (с рамой) сантиметров в 50-70. Представьте мое
потрясение, когда я увидела его воочию. Другие экспонаты
"китайского" раздела тоже впечатляют, они датируются
15-19 веками (китайские колокола и колокольчики легко
отличить по волнистому краю "юбки", исключение - ранние
колокольчики, как на фото в центре).
Раздел колокольчиков Юго-Восточной Азии также весьма
представителен. В нем есть колокольчики из Монголии (самые
верхние на фото слева внизу), Индии (второе фото слева внизу),
Индонезии (со слоном), Бирмы (внизу справа),
Тибета…
Оказывается, колокольчики используют и жители африканского
континента: колокол-погремушка (высушенный плод очень похож на
бутылочную тыкву) родом из Камеруна, двойные железные - из
Западной Африки, бронзовые (предположительно 17-18 века) -
из Бенина.
Из Нового Света в музейной коллекции всего один колокол, но
какой: медный, отлитый в 1000 году (!), родом он из Аргентины
(вверху справа).
Кроме собственно колоколов и колокольчиков в музее собраны
чертежи, рукописные книги с расчетами профилей колоколов,
наглядно представлена технология их изготовления и неизменная
цепочка "болван - тело колокола - кожух". Здесь можно увидеть
типы крепления колоколов от старинных до современных, их
кованые языки…
Особое место в музее занимает информация о самом большом
колоколе, когда либо отлитом в Апольде -
Святом Петре для кельнского
собора. Его отлили в 1923 году в литейне Генриха Ульриха
(Heinrich Ulrich). До сегодняшнего дня это самый тяжелый
колокол Германии и всей Западной Европы (его вес 24 т).
Не забыт и знаменитый русский
Царь-колокол, которому
посвящен специальный стенд.
А во дворе музея на довольно большой площадке размещены самые
крупные экземпляры коллекции. Мне очень понравился колокол
со сценой несения креста и интересной короной (он на заднем
плане справа на групповом фото).
Уходя, я с удовольствием оставила запись в "Гостевой книге"
музея, а еще купила на память два колокольчика в коллекцию:
литой бронзовый с надписью "Glockenmuseum Apolda"
("Колокольный музей, Апольда") и нежный фарфоровый
"Тюрингский", изготовленный на фарфоровой мануфактуре
Фолькштедт, основанной в 1760 году.
По времени открытия музей колоколов в Апольде второй в
Германии. Первый был открыт в городе Лауха (Саксония-Анхальт)
в здании бывшей литейни Ульрихов (Ulrich). А вообще на территории
Германии несколько колокольных музеев, крупнейшие из них
находятся в замке Бург Грайфенштайн земли Гессен, в городах
Гешер и Зиген-Айзенфельд земли Северный Рейн-Вестфалия,
в городе Геренберг земли Баден-Вюртемберг. (На странице сайта
"Ссылки" можно найти адреса сайтов
музеев колоколов.)
Следующий колокольный музей, который мне очень хотелось бы
посетить - это
Валдайский
музей колоколов в России. Надеюсь, что когда-нибудь это
осуществится. Пока там удалось побывать только виртуально...