Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Колокола и колокольчики: сорок веков истории.
Опыт сравнительной хронологии.

Бронзовые колокольчики и бубенцы
Луристан (область на западе современного Ирана),
1 тыс. до н.э. и 1-2 век н.э.
Коллекция IEAC Midi-Pyrenees, Франция

Сорок веков истории… А может быть и больше: полагают, что колокольчики-гремки из дерева и высушенных плодов существовали уже в эпоху неолита! Что же касается бронзовых колоколов, то их история началась с маленького колокольчика. Именно он является в колокольном семействе "старшим братом".

До сих пор нет единого мнения относительно его родины и возраста. Колокольчик и бубенец были обнаружены в быту многих народов: китайцев, евреев, скифов, египтян, этрусков, греков. А бронзовое литье существовало уже в 4-ом тысячелетии до н.э. на территории южного Ирана, Турции, Месопотамии и Египта. Однако самый древний литой колокольчик, сохранившийся до наших дней, родом из Китая (4.5 см в высоту, сплав 92% меди и 7% олова, обнаружен в 1950  г. в провинции Хэнань). Именно в Китае, по одной из версий, появились первые колокольчики, откуда по Великому шелковому пути они попали в другие страны Азии и Ближнего Востока, а затем и в Европу. По другой версии колокольчики появились в нескольких культурах одновременно.

В пользу "китайской" версии говорит обилие археологических находок и высокая культура бронзового литья, технология которого была создана в Китае в эпоху Ся (XXIII - XVII века до н.э.). Упомянутый выше колокольчик относится как раз к этому времени. В эпоху Шан (XVI - XII века до н.э.) колокольчики в Китае получили уже широкое распространение, часто их объединяли в наборы по 3-5 штук. Колокольчики и уже колокола (высотой до 50 см) этого времени имели весьма разнообразную форму: конусную, трапециевидную, "бочкообразную" с характерными "шишечками", почти цилиндрическую с довольно сложным орнаментом. В эпоху Чжоу (XII - III века до н.э.) отливали уже колокола высотой до 80 см и заданного тона. Их использовали для богослужений в храмах, как сигнальный инструмент для военных целей, небольшие колокольчики подвешивали как амулеты на шею лошадям или пояс одежды, чтобы отгонять злых духов. В это время появились первые "китайские карильоны" - наборы настроенных колоколов. (В 1978 году при раскопках в провинции Хубей был найден такой набор из 65 колоколов диапазоном 5 октав, датируемый V веком до н.э. Для сравнения: в Европе карильоны появились в XV веке нашей эры.)

Ассирийский колокольчик,
VI век до н.э.
Музей колоколов
г. Апольда, Германия

Самые ранние колокольчики других культур датируются XII - VII веками до н.э. Они происходят с территории современных Северного Ирана ( XII век до н.э.) и Кавказа (XI-X век до н.э.), из Древнего Египта (IX век до н.э.), Месопотамии (IX-VIII век до н.э.), Греции (VII век до н.э). (Особенно искусной отделкой отличаются колокольчики из Ассирии, Междуречье. Примером может служить колокольчик VI века до н.э. высотой 9.5 см и 6 см в диаметре из музея колоколов г. Апольда, Германия).

Территорию Армянского нагорья в IX - V веках до н.э. занимало царство Урарту с высоко развитым (для тех времен) искусством бронзового и железного литья. Возможно, оно занималось "экспортом" своей литейной продукции: изделия из Урарту были распространены на Кавказе и в других землях к западу вплоть до современной Италии. Большей частью найденные археологами колокольчики из Урарту (VIII-VI веков до н.э.) были элементом конской упряжи, по форме они близки современным колокольчикам.

Фигурка всадника
на площадке с колокольчиками
бронза, литье
5-4 вв. до н.э.
Эрмитаж, Россия

А вот скифские колокольчики отличает вытянутая форма. Скифы населяли Причерноморье, побережье Дона, Днепра и Дуная в VII-III веках до н.э. Это были кочевые племена, которые перемещались на восток через Кавказ до Передней Азии и на запад до Средней Европы. Скифы использовали колокольчики, как обереги для людей и животных, а так же как украшения. (О качестве скифского литья и художественном вкусе кочевников можно судить по замечательной композиции из собрания Эримитажа, Россия. V-IV век до н.э., колхидская культура).

Терракотовый колокольчик
VII в. до н.э., Тебен, Греция
Музей колоколов
г. Апольда, Германия

В Древней Греции освоили литье колокольчиков не позже VII века до н.э. У древних греков они связаны с оракулом в Додоне, небольшие колокола вывешивали на городских стенах и звонили в них при похоронах. В 323 году до н.э. погребальную колесницу Александра Великого украшали золотые колокольчики. Кроме литых, на территории Греции археологами были обнаружены терракотовые колокольчики весьма искусной работы. Судите сами: такой колокольчик вполне мог бы украсить любую выставку современного искусства (VII век до н.э. обнаружен в Тебене, Греция).

Основными функциями древних колокольчиков являлись:
   - сигнальная (в Древнем Риме, например, их звук оповещал об открытии рынков и бань, о казнях и поливке улиц в полуденный зной, их звоном призывали слуг и будили рабов, размечали день солдат);
   - культовая (ко времени возникновения христианской религии колокольчики и бубенцы нашли свое применение почти во всех существовавших ранее религиях);
   - магическая (в основном, как оберег для скота, но, кроме того, известно, что древнегреческие солдаты отделывали колокольчиками щиты, древнеегипетские жрецы привязывали их к щиколоткам, иудейские первосвященники украшали колокольчиками подолы одежд, древние римляне клали их в гробы к покойникам).

Наиболее раннее письменное упоминание о нем в Европе встречается у греческого историка Полибия (во II веке до н.э.) и географа Страбона (I век до н.э.- начало I века н.э.), а несколько позднее их очень подробно описывает Иосиф Флавий (I век н.э.) в еврейских антиквариях.

Клепаный колокол Святого Патрика
V  в., Ирландия

Ранние христиане считали колокольчики и бубенцы предметами языческого культа и отвергали их. Следствием такого отношения стало то, что технологию бронзового литья колоколов европейцам пришлось изобретать самостоятельно. Ранние христианские колокола Европы были клепаными из листов железа. (Больше всего их сохранилось до настоящего времени на территории Ирландии и Шотландии, наиболее известный из них - колокол Святого Патрика V века из Национального музея Ирландии в Дублине.) Первое применение колокола для христианского богослужения легенда приписывает Святому Павлину, епископу Ноланскому (353 - 431), в церковный обряд колокольный звон ввел папа Сабиниан (время его понтификата 604-606 гг.).

Возможно, долгий перерыв в литье колоколов в Европе был связан не только с недостаточной востребованностью колоколов для богослужебных и бытовых нужд, но и с недостатком олова, необходимого для получения колокольной бронзы. Отливать колокола здесь начали только в VI веке, занимались этим монахи. Несколько позднее монополия на колокололитейное дело перешла к бенедиктинскому ордену, который владел привилегией на литье колоколов до XIII века. Как центры мастерства славились монастыри в Сент-Галлене, Зальцбурге, Райхенау, Фульде (территория современных Швейцарии, Австрии и Германии). В VIII веке колокола в церквях уже никого не удивляли. Они были небольшими и звонили в них, раскачивая весь колокол, такая техника звона сохранилась до сих пор почти во всей Европе. (Самый старый европейский литой колокол, сохранившийся до наших дней - Canino Bell, диаметром 40 см и высотой около 60 см, датируется приблизительно IX веком и находится в Музеях Ватикана в Риме.)

Колокол Эмилле
771г., Корея

А в это время на Востоке, где традиция бронзового литья насчитывала уже много веков, отливают колокола немалых размеров. В 698 году в Японии был отлит колокол высотой 129 см. Интересно, что он до сих пор звонит в одном из храмов Киото. Пожалуй, это самый старый колокол, который используется по сей день. В 732 году тоже в Японии отлили колокол уже весом 24 т и более 4 м высотой, этот колокол тоже сохранился, он находится в г. Нара (который в 710-784гг. был первой столицей страны) и звонит до сих пор. Чуть позже (в 771 году) в Корее был отлит колокол весом около 20 т и высотой больше 3 м, который славился особо красивым голосом. Колокол носит имя короля Сондока (известен еще как колокол Эмилле), он так же сохранился, но в настоящее время не звонит из-за трещины, образовавшейся после 1000 лет (!) работы… Надо отметить, что способ звона в восточные колокола очень отличался от европейского: на Востоке звонили (и звонят сейчас) в неподвижные колокола, ударяя в них снаружи деревянными ударниками. Звук получается глубокий и протяжный. И формой восточные колокола не похожи на другие: они удлиненные с почти цилиндрическими стенками одинаковой толщины по всему телу колокола.

В XI веке, а именно в 1066 году, колокол впервые упоминается в русской летописи. Удивительно то, что колокол пришел на Русь не из Византии, откуда она приняла православие (в Византии колокола появились в IX веке, но большого распространения не получили), а из Западной Европы. И первые колокола на Руси были качающимися (их здесь называли "очепными"), а мастера - иностранными. В 1194 году летопись сообщает уже о появлении русских мастеров, однако, начавшееся колокололитейное дело во время татаро-монгольского нашествия на Древней Руси практически угасло.

Колокол Теофилуса
начало XII века
Музей колоколов
г. Апольда, Германия

До появления приблизительно в 1125 году рукописи монаха кёльнского монастыря Святого Пантелеймона Теофилуса "Записки о разных искусствах" ("Schedula diversarum artium"), колокола в Европе лили без всякой научной основы, методом "проб и ошибок". В своем труде Теофилус описал подготовку формы для колокола, технологию литья и состав сплава (который практически не изменился с тех пор). И хотя не известно, был ли сам Теофилус литейщиком и автором описанной им технологии, но колокола формы "улей", которые он описал, до сих пор называют "колоколами Теофилуса", независимо от того, известно имя мастера или нет. Почти цилиндрические с толстыми стенками колокола Теофилуса не обладали красивым звучанием.

"Сахарная голова"
XIII век,
Музей колоколов
г. Апольда, Германия

В поисках "голоса" в XII веке форма европейского колокола меняется и принимает вид "сахарной головы". Следующий, XIII век, стал мостом между средневековым и современным типом колоколов в Европе: изменились не только их форма и пропорции, но и профиль, существенно вырос вес, что стало возможным благодаря новой технологии литья, которую впервые описал В. Бирингуччо в книге "Пиротехника" (1540 г.). Ярким примером этого поиска может служить колокол "Осанна" из Фрайбурга (Германия) весом более 3 тонн, отлитый в 1258 году и сохранившийся до сих пор.

Надо сказать, что, начиная с XII века, в Европе светские функции колокола едва ли не превышали церковные. Колокола придавали жизни городов и деревень четкий звучный ритм: будили, звали на работу и к молитве, обозначали время отдыха и отход ко сну. Около 1370 года появились башенные часы с боем (в Утрехте, Маастрихте, Мехлене, Герцогенсбурге). В некоторых европейских городах существовали "специализированные" колокола, которым острые на язык горожане давали прозвища. В Турине (Италия) имелся "Хлебный колокол" для домохозяек, с его звоном они начинали месить тесто. В Бове (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался - "Торговка рыбой". "Колокол чистоты" в Бонне звал горожан на уборку улиц, а "Трудовой колокол" в Бадене - на работу. По звону "Пивного колокола" в Гданьске открывались питейные заведения, а "Колокол пьяниц" в Париже их закрывал. После звона "Преследователя гуляк" в Этампе (Франция) тушили городские огни. Это, так сказать, обычная повседневная жизнь. Для особых случаев имелись свои "именные" колокола. "Биржевой колокол" Антверпена отмечал биржевой день: вход в помещение биржи воспрещался ранее его звона к открытию, а сделки, совершенные позже звона к закрытию биржи, считались недействительными. "Процентный колокол" Фрайбурга извещал срок уплаты долгов, "Колокол позора" ганзейских городов сообщал о банкротствах, "Кровавый колокол" в Кёльне звал на суд, а "Колокол бедного грешника" в Англии оповещал о казни преступника.

В это время колокол осваивает не только новые "профессии", но и "завоевывает" новые народы. С XIII века начали отливать небольшие колокола в Африке, произошло это в Бенине (сейчас Нигерия). Первые бенинские колокола имели эллипсовидное основание и около 20 см в высоту. Использовали их, в основном, в музыкальных целях. В художественном отношении в этой культуре особенно интересны колокола в форме вытянутых голов с лицами божеств (известны с XV века). Литье колоколов в Бенине процветало до конца XIX века, пока страна не была разграблена колонизаторами. (Если быть точным, то первый, известный сейчас, африканский колокольчик был обнаружен на юге Сахары и датируется XI веком. Кроме бронзовых, народы "черного континента" использовали железные колокола и колокольчики-гремки из высушенных плодов.)

Большой колокол
около 1423г.
Пекин, Китай
Мария Глориоза
1497г. Эрфурт, Германия

На календаре XV век. В Китае около 1423 года был отлит гигантский по тем временам колокол весом 46.5 т и высотой около 7 м. Вся его поверхность снаружи и внутри покрыта иероглифами. (Колокол сохранился и находится в храме Дажчунсы недалеко от Пекина.) А в Европе поиски оптимальных формы и профиля колокола увенчались отливкой в 1497 году "Марии Глориозы" (11.5 т) в Эрфурте. За красивый голос колокол долгое время называли "Королевой всех колоколов". (В 1985 году на одном боку "Глориозы" была обнаружена трещина, которая была успешно заварена по оригинальной технологии, сейчас колокол звонит только по большим праздникам.) Еще этот век в Европе отмечен появлением нового музыкального инструмента - карильона - набора хроматически настроенных колоколов (о древних китайских карильонах тогда еще не было известно). Первое упоминание об исполнении "мелодий на колоколах" датируется 1478 годом. Именно тогда в городе Дюнкерк был опробован набор колоколов. Карильон был очень дорогим инструментом, однако бурное развитие региона Северного моря и больших торговых городов дало финансовую основу для развития карильонного дела. Карильоны были построены в Аденанде, Лёвене, Тертонде, Генте, Мехлене (и не один!), Амстердаме, Делфте.

В XV веке после татаро-монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси, сначала в северо-восточной части государства, затем, к концу века, первенство в этой области перешло к Москве, где был открыт "Пушечный двор", и где лили и пушки, и колокола. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. Надо сказать, что русские литейщики оказались хорошими учениками и скоро превзошли учителей. На Руси сложился способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню. В 1532 году был отлит 500-пудовый (8 т) колокол, а в 1533 - первый на Руси "тысячник", то есть тысячепудовый колокол (больше 16 т).

Царь-колокол
1735г., Москва, Россия

XVII век стал временем расцвета колокололитейного дела в Русском государстве. В 1599 или 1600 году был отлит 2450-пудовый (около 40 т) "прадед" ныне существующего кремлевского Царя-колокола ("прадед" разбился при пожаре до 1652 г.), в 1603 году отлили "Полиелейный" колокол для Троице-Сергиевой Лавры весом около 1850 пудов (около 30 т) (погиб в 1930 г.), в 1622 году - "Реут" весом по одним источникам - около 1200 пудов (около 20 т), по другим - около 2000 пудов (около 32 т) (он и сейчас звонит в Московском Кремле). В 1652 году из осколков колокола 1600 года с добавлением новой бронзы отлили 8000-пудового следующего "Царя" (более 130 т), который был разбит через год и перелит в 1655 году в новый, еще более тяжелый колокол весом уже в 10000 пудов (более 160 т !) (погиб при пожаре в 1701 г.). Колокола же весом 200-300 пудов (3-5 т) были обычным явлением. О размахе литейного дела на Руси можно судить и по списку русских литейщиков XV-XVII веков, составленному профессором Н.Н. Рубцовым, в котором приведено 505 имен! Конечно, не все из них лили колокола, но многие. Самые известные из них: Андрей Чохов, Емельян Данилов, Александр Григорьев, династия Моториных. Именно продолжатель моторинской династии Михаил в 1735 году в Москве отлил 200-тонный Царь-колокол, так никем до сих пор и не превзойденный по весу. К сожалению, в 1737 году колокол, находившийся тогда еще в литейной яме, жестоко пострадал во время большого пожара: от него откололся большой кусок, поэтому колокол никогда не звонил. (Сейчас Царь-колокол находится в Московском Кремле и служит памятником высокому искусству русских литейщиков.)

Мингун
1790г., Бирма (Мьянма)
Большой колокол
1633г., Киото, Япония

Почти в это же время на Востоке были отлиты два громадных, доныне действующих, колокола: в 1633 году для храма Чион-ин (Chion-in) в тогдашней столице Японии Киото отлили колокол весом 74 т, а в 1790 году в Бирме (сейчас Мьянма) - "Мингун" весом около 90 т.

XIX век ознаменовался В России отливкой в 1817 году Большого Успенского колокола в честь победы над Наполеоном. В его бронзу был добавлен металл трофейных французских пушек. Этот колокол и сегодня является самым большим действующим колоколом Московского Кремля (около 65 т, точный вес не известен). Представление о размахе колокололитейного дела в России в конце XIX века могут дать следующие статистические данные: общее производство колоколов приближалось тогда к 2 000 тонн в год (!) и велось более чем на двадцати предприятиях.

В Германии в 1874 году тоже отлили колокол с добавлением бронзы трофейных французских пушек: это был Кайзерглоке (27 т) для собора в Кёльне. Отливка Кайзерглоке была неудачной, звонил он редко и в 1917 году был расплавлен для военных нужд (на замену ему в 1923 г. был отлит колокол "Святой Петр" весом 24 т, до сегодняшнего дня это главный колокол Кёльнского собора и самый тяжелый колокол Западной Европы).

Начался полный потрясений XX век. Первая мировая война, например, уничтожила почти 70 тысяч только немецких колоколов, бронза которых пошла на нужды военной промышленности. Так что не только Иван Грозный и Петр I переливали колокола на пушки.

В 1917 году в России грянула революция, после которой начались гонения на церковь. Особенно от воинствующих атеистов пострадали колокола: в течение 20-30-х годов XX века было уничтожено почти все, что Православная Русь отливала несколько веков… Например, из 39 колоколов весом от 16 тонн осталось всего 5… Знаменитый набор колоколов Сретенского монастыря был продан в Англию (он до сих пор звонит в Оксфорде), а набор Даниловского монастыря - в Гарвардский университет, США (в настоящее время ведутся переговоры о его возвращении в Россию). Справедливости ради стоит заметить, что наши атеисты не были первыми в области уничтожения колоколов. Во время Великой французской революции (1788-1804гг.) были также уничтожены почти все колокола. Часть их была перелита на монеты, а часть - на пушки. Чудом уцелели колокола собора Парижской Богоматери, впрочем, как и сам собор. И в Испании старинных колоколов почти не осталось: во время секуляризации (т.е. обращения церковной собственности в светскую в 1837-1851гг.) огромное количество колоколов было продано в Англию.

Вторая мировая война добавила в печальный список утраченных новые колокольные жертвы. В 1941 году при приближении фашистских войск к Звенигороду был взорван на звоннице самый благозвучный колокол России - 35-тонный благовестник Саввино-Сторожевского монастыря, отлитый в 1667 году. А сколько колоколов из тех немногочисленных, оставшихся после разгула атеизма, погибло в разрушенных русских городах и селах, не знает никто…

Кладбище колоколов
1944г.
Гамбург, Германия

В 1942 году был расплавлен для военных нужд самый большой колокол Японии весом 164 т, отлитый в 1903 году. В Германии в порту Гамбурга было оборудовано печально знаменитое "кладбище колоколов", куда свозили колокола со всей страны, невзирая на их возраст и историческую ценность. Большинство из них ушло на переплавку.

Как считают, за все время существования карильонов было построено 6 тысяч инструментов. Большинство из них погибло во время войн… (Сейчас в мире насчитывается около 900 карильонов, включая построенные после 1950 года.)

Отгремели мировые войны. Колокололитейные заводы мира вновь стали отливать колокола. Особое значение приобрели колокола-символы, колокола-памятники: "Колокол мира" в Хиросиме, колокол Бухенвальда, колокола Хатыни… Они настойчиво напоминают всем живущим: "Это не должно повториться!"

The World Peace Bell
1999г., Ньюпорт, США

В 1977 году в Японии был отлит "Летающий дракон" весом 37.5 т (сейчас колокол находится в одном из храмов острова Кюсю). В 1999 году во Франции для города Ньюпорт, США, был отлит "The World Peace Bell" ("Мировой колокол мира") весом 30 т, предназначенный для самого большого карильона, который решено там построить. А в конце декабря 2000 года в честь нового тысячелетия в Китае был отлит "Колокол Счастья" весом 116 тонн.

Первенец и Благовестник в Троице-Сергиевой Лавре
2002г., Сергиев Посад
Фото "Седмица.Ru"

Однако самым впечатляющим стало, пожалуй, возрождение колокололитейного дела в России в 90-х годах XX века. Несмотря на прерванную на несколько десятков лет традицию и почти утраченные технологии, современные русские литейщики за короткое время добились поразительных успехов. В 1996-1997гг. были отлиты первые новые колокола весом более 1000 пудов (т.е. 16 тонн): "Большой торжественный" или "Царский" (около 30 т) и "Праздничный" или "Святительский" (более 16 т) для возрожденного Храма Христа Спасителя в Москве. В 2002 году отлили "Первенец" и "Благовестник" весом 27 т и 35.5 т для Троице-Сергиевой Лавры, а в 2003 году - 35-тонный колокол "Рождества Пресвятой Богородицы" для Саввино-Сторожевского монастыря. И, наконец, в том же 2003 году был отлит новый "Царь" для Троице-Сергиевой Лавры весом 72 тонны! (Не все знают, что у кремлевского "Царя" был тезка в Лавре, погибший в 1930 году.)

Такова, очень кратко, богатая событиями "колокольная летопись". Новое время, несомненно, впишет в нее свои незабываемые страницы. И удивительный феномен - колокол - не исчезнет с них, пока существует человеческая цивилизация.

Таблицу со сравнительной хронологией колокольной истории можно посмотреть здесь.

Светлана НАРОЖНАЯ
Март, 2005

Благодарю И.В. Коновалова за замечания и поправки к статье и Константина Мишуровского за идею и помощь в составлении таблицы "Колокола. Сравнительная хронология".

Основные источники:
  • Ю.В. Пухначев "Колокол" (статья), журнал "Наше наследие" № V(23), 1991г.
  • В.Ф. Козлов "Гибель церковных колоколов в 1920-1930-е годы", (сборник "Знаменитые колокола России", М., "Отечество-Крайтур", 1994г).
  • О.В. Стародубцев "Из истории церковных колоколов" (сайт "Сретенский монастырь")
  • Н. Оловянишниковъ "История колоколов и колокололитейное искусство" издание т-ва П.И. Оловянишникова и сыновей, М., 1912г.
  • 8. М.В. Есипова "Колокола Восточной Азии - их функция и семантика". (статья из сборника "Колокола. История и современность. 1990", сост. Ю.В. Пухначев, отв. редактор Б.В. Раушенбах, "Наука", М., 1993г
  • Percival Price "Bells and Man", New York, USA, 1983
  • Wendell Westcott "Bells and Their Music", G.P. Putnam, New York, USA, 1970
  • Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology", Princeton, New Jersey, USA, 1985


На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100