Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Литье колоколов в России: страницы истории

Восстановление отломившихся ушей колокола и последующий звон в него
Миниатюра XVI в. из Лицевого свода

Впервые об отливке колоколов на Руси сообщается в Ипатьевской летописи. Это произошло в 1259 году, когда Даниил Галицкий "в Холмъ колоколы принесе из Кiева, другиiя ту солье". (Заметим, что первое упоминание колокола на Руси датируется еще 1066 годом.) Имя литейщика впервые упомянуто в 1342 году в Третьей Новгородской летописи: "Повеле владыка Василiй слiяти колоколъ великий къ Святей Софiи и приведе мастера съ Москвы, человека добра, именемъ Бориска". Четырьмя годами позже это же имя встречается в сообщении о первом известном литье колоколов в Москве. Никоновская летопись называет сего Бориску Римляниномъ. Такое прозвище говорит о том, что мастер был родом из Италии. И это не удивительно: колокола пришли на Русь из Западной Европы и первыми литейщиками и учителями русских мастеров были итальянцы, потом (уже в XVI веке) немцы. От далекого XIV века сохранился, по меньшей мере, один колокол: он был отлит в 1341 году по велению игумена Евфимия и в настоящее время находится в Юрьевской церкви г. Львова.

В XV веке большую личную заинтересованность, как в развитии литейного дела, так и в строительстве новых зданий в Кремле, проявил Иван III. В 1474 году он отправил своего посла Семена Толбузина в Италию для привлечения для этих работ архитекторов, инженеров и техников. Из тех, кто отправился на службу к русскому царю, наиболее известен Аристотель Фиораванти (1415/20 - около 1486) - архитектор, инженер и литейщик из Болоньи. Кроме архитектурных работ Фиораванти занимался чеканкой монет и литьем колоколов и пушек. Однако его литейные работы не сохранились. В стране были и свои пушечные и колокольные литейщики (в Москве, Пскове, Новгороде). Основной задачей приглашения западных специалистов было, очевидно, ознакомление русских мастеров с передовыми приемами литья, которые они с успехом и освоили.

От XV века до наших дней сохранилось не менее трех колоколов. Самый старший из них по возрасту - доныне действующий "Никоновский" колокол Троице-Сергиевой Лавры. Он был отлит в 1420 году, весу в нем 20 пудов. Второй находится в Большом Гостинопольском монастыре на реке Волхов недалеко от Новгорода. Колокол несет надпись: "В 6983 (по новому летоисчислению - 1475)… Микула отлил сей колокол для (церкви) Святого Николая по велению архиепископа Феофила Новгородского в правление великого князя Ивана Васильевича (Ивана III)". Третий колокол - сейчас музейный экспонат: он находится в музее-усадьбе Коломенское, куда попал из Боровского Пафнутьева монастыря (сейчас территория Калужской области), где был отлит 10 октября 1488 года неким Федько (Федором).

В 1480 году было окончательно покончено с татаро-монгольским игом, и Русское государство смогло заняться активной модернизацией литейного дела. В 1475 году недалеко от Фроловской (ныне Спасской) башни Кремля была открыта так называемая "Пушечная изба", которая потом выросла в Пушечный двор. После очередного пожара в 1500 году пушечное производство было перенесено на левый берег реки Неглинки. Официальное название "Пушечный двор" впервые упоминается в 1535 году, подчинялся он Пушкарскому приказу. Московский Пушечный двор был главным производителем качественных колоколов и полевой артиллерии в государстве на протяжении почти 300 лет. Еще он являлся, как сказали бы сейчас, "кузницей кадров" русских литейщиков.

В XVI веке наряду с московскими колокололитейщиками активно работали псковские и новгородские мастера. Уже в начале этого века появилась первая известная династия колокололитейщиков России - это псковские мастера Андреевы. Родоначальниками династии явились братья Михаил, Ануфрий и Максим Андреевы, отлившие в 1520 и 1521 годах два больших колокола (200 и 100 пудов) для Спасо-Мирожского монастыря. Продолжили дело их дети - Тимофей, Игнатий, Тихон, Кузьма и Матвей. Новгород в XVI веке тоже был центром колокольного литья, но в отличие от кучно селившихся псковичей, новгородские мастера были рассредоточены по территории края, поэтому для больших работ часто объединялись в артели. В Москве же в 1532 году для кремлевской звонницы был перелит колокол "Лебедь", весом 500 пудов, а в 1533 отлит первый 1000-пудовый колокол. Мастером обоих указан Николай Немчин. Уже к концу XVI века литейщики Московского Пушечного двора по искусству литья колоколов и их весу превзошли и псковичей, и новгородцев (а позднее и западных учителей), и стали бесспорными лидерами в этом деле.

В конце XVI - XVII веках на Пушечном дворе работали мастера, составившие гордость отечественной колокололитейной истории: Андрей Чохов, Александр Григорьев, Даниловы, Моторины, о которых рассказано на других страницах этого раздела.

Начиная со второй половины XVII века, некоторые мастера Пушечного двора стали все чаще работать на себя и продавать свои изделия в Колокольном ряду. В это время уже существовало несколько частных мастерских и первый частный литейный завод, основанный Федором Моториным в 1686 году. К концу века Пушечный двор перешел на чисто военную специализацию.

В XVIII-XIX веках колокола отливались на частных заводах и "колокололитейное дело было поставлено очень высоко, что объясняется огромным спросом" (Н. Оловянишников "История колоколов и колокололитейное искусство"). Не менее 20 заводов, общая производительность которых составляла 100-120 тысяч пудов в год, лили колокола в царской России. Наиболее известными из них были заводы Финляндского и Самгина в Москве и Оловянишниковых в Ярославле.

Прекрасно налаженное производство было уничтожено после революции. В январе 1930 года был закрыт последний колокололитейный завод братьев Усачевых на Валдае.

Возрождение колокольного литья началось в России в конце 80-х годов XX века. К настоящему времени уже не один десяток предприятий льет колокола, которые звонят в православных храмах не только России, но и во многих странах мира. Среди весомых достижений последних лет - восстановление звонов Троице-Сергиевой Лавры, включая отливку "Царя" весом в 72 т, а также новые колокола для Храма Христа Спасителя в Москве и благовестник Саввино-Сторожевского монастыря (весом 35 т). Подробнее об этом - в рубриках "Знаменитые колокола России" и "Современные литейни России".

А сейчас вернемся на 400 лет назад, к истокам славы русского колокололитейного искусства:

Светлана НАРОЖНАЯ
Июнь 2004г.

Источники:
  • Н. Оловянишниковъ "История колоколов и колокололитейное искусство", издание т-ва П.И. Оловянишникова и сыновей, М., 1912г.
  • Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology", Princeton, New Jersey, USA, 1985
  • Ю.В. Пухначев "Колокол" (статья), журнал "Наше наследие" № V(23), 1991г.
  • И.И. Плешанова "Колокола псковских литейщиков XVI-начала XVII века"
    (сборник "Колокола. История и современность", сост. Ю.В. Пухначев, отв. редактор Б.В. Раушенбах, "Наука", М., 1985г)
  • А.Ф. Бондаренко "Московские колокола XVII века", "Русская панорама", М., 1998г.
  • В.А. Кондрашина "Обучение колокольному ремеслу на Московском Пушечном дворе во второй половине XVII века" (сборник "Колокола. История и современность", сост. Ю.В. Пухначев, отв. редактор Б.В. Раушенбах, "Наука", М., 1990г.)


На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100