Литье колоколов в России: страницы истории
|
Восстановление
отломившихся ушей колокола и последующий звон в него
Миниатюра XVI в. из Лицевого свода
|
Впервые об отливке колоколов на Руси сообщается в Ипатьевской
летописи. Это произошло в 1259 году, когда Даниил Галицкий
"в Холмъ колоколы принесе из Кiева, другиiя ту солье".
(Заметим, что первое упоминание колокола на Руси датируется
еще 1066 годом.) Имя литейщика впервые упомянуто в 1342 году
в Третьей Новгородской летописи: "Повеле владыка Василiй
слiяти колоколъ великий къ Святей Софiи и приведе мастера
съ Москвы, человека добра, именемъ Бориска". Четырьмя годами
позже это же имя встречается в сообщении о первом известном
литье колоколов в Москве. Никоновская летопись называет сего
Бориску Римляниномъ. Такое прозвище говорит о том, что мастер
был родом из Италии. И это не удивительно: колокола пришли на
Русь из Западной Европы и первыми литейщиками и учителями
русских мастеров были итальянцы, потом (уже в XVI веке) немцы.
От далекого XIV века сохранился, по меньшей мере, один колокол:
он был отлит в 1341 году по велению игумена Евфимия и в
настоящее время находится в Юрьевской церкви г. Львова.
В XV веке большую личную заинтересованность, как в развитии литейного
дела, так и в строительстве новых зданий в Кремле, проявил
Иван III. В 1474 году он отправил своего посла Семена
Толбузина в Италию для привлечения для этих работ
архитекторов, инженеров и техников. Из тех, кто отправился
на службу к русскому царю, наиболее известен Аристотель
Фиораванти (1415/20 - около 1486) - архитектор, инженер и
литейщик из Болоньи. Кроме архитектурных работ Фиораванти
занимался чеканкой монет и литьем колоколов и пушек. Однако
его литейные работы не сохранились. В стране были и свои
пушечные и колокольные литейщики (в Москве, Пскове, Новгороде).
Основной задачей приглашения западных специалистов было,
очевидно, ознакомление русских мастеров с передовыми
приемами литья, которые они с успехом и освоили.
От XV века до наших дней сохранилось не менее трех колоколов.
Самый старший из них по возрасту - доныне действующий
"Никоновский" колокол Троице-Сергиевой Лавры. Он был отлит
в 1420 году, весу в нем 20 пудов. Второй находится в Большом
Гостинопольском монастыре на реке Волхов недалеко от
Новгорода. Колокол несет надпись: "В 6983 (по новому
летоисчислению - 1475)… Микула отлил сей колокол для (церкви)
Святого Николая по велению архиепископа Феофила Новгородского
в правление великого князя Ивана Васильевича (Ивана III)".
Третий колокол - сейчас музейный экспонат: он находится в
музее-усадьбе Коломенское, куда попал из Боровского
Пафнутьева монастыря (сейчас территория Калужской области),
где был отлит 10 октября 1488 года неким Федько (Федором).
В 1480 году было окончательно покончено с татаро-монгольским
игом, и Русское государство смогло заняться активной
модернизацией литейного дела. В 1475 году недалеко от
Фроловской (ныне Спасской) башни Кремля была открыта так
называемая "Пушечная изба", которая потом выросла в Пушечный двор.
После очередного пожара в 1500 году пушечное производство
было перенесено на левый берег реки Неглинки. Официальное
название "Пушечный двор" впервые упоминается в 1535 году,
подчинялся он Пушкарскому приказу. Московский Пушечный двор
был главным производителем качественных колоколов и полевой
артиллерии в государстве на протяжении почти 300 лет. Еще он
являлся, как сказали бы сейчас, "кузницей кадров" русских
литейщиков.
В XVI веке наряду с московскими колокололитейщиками активно
работали псковские и новгородские мастера. Уже в начале
этого века появилась первая известная династия
колокололитейщиков России - это псковские мастера Андреевы.
Родоначальниками династии явились братья Михаил, Ануфрий и
Максим Андреевы, отлившие в 1520 и 1521 годах два больших
колокола (200 и 100 пудов) для Спасо-Мирожского монастыря.
Продолжили дело их дети - Тимофей, Игнатий, Тихон, Кузьма и
Матвей. Новгород в XVI веке тоже был центром колокольного
литья, но в отличие от кучно селившихся псковичей,
новгородские мастера были рассредоточены по территории края,
поэтому для больших работ часто объединялись в артели. В
Москве же в 1532 году для кремлевской звонницы был перелит
колокол "Лебедь", весом 500 пудов, а в 1533 отлит первый
1000-пудовый колокол. Мастером обоих указан Николай Немчин.
Уже к концу XVI века литейщики Московского Пушечного двора
по искусству литья колоколов и их весу превзошли и псковичей,
и новгородцев (а позднее и западных учителей), и стали
бесспорными лидерами в этом деле.
В конце XVI - XVII веках на Пушечном дворе работали мастера,
составившие гордость отечественной колокололитейной истории:
Андрей Чохов,
Александр Григорьев,
Даниловы,
Моторины,
о которых рассказано на других страницах этого раздела.
Начиная со второй половины XVII века, некоторые мастера
Пушечного двора стали все чаще работать на себя и продавать
свои изделия в Колокольном ряду. В это время уже существовало
несколько частных мастерских и первый частный литейный завод,
основанный Федором Моториным в 1686 году. К концу века
Пушечный двор перешел на чисто военную специализацию.
В XVIII-XIX веках колокола отливались на частных заводах и
"колокололитейное дело было поставлено очень высоко, что
объясняется огромным спросом" (Н. Оловянишников "История
колоколов и колокололитейное искусство"). Не менее
20 заводов, общая производительность которых составляла
100-120 тысяч пудов в год, лили колокола в царской
России. Наиболее известными из них были заводы Финляндского
и Самгина в Москве и Оловянишниковых в Ярославле.
Прекрасно налаженное производство было уничтожено после
революции. В январе 1930 года был закрыт последний
колокололитейный завод братьев Усачевых на Валдае.
Возрождение колокольного литья началось в России в конце
80-х годов XX века. К настоящему времени уже не один десяток
предприятий льет колокола, которые звонят в православных
храмах не только России, но и во многих странах мира. Среди
весомых достижений последних лет - восстановление звонов
Троице-Сергиевой Лавры, включая отливку "Царя" весом в
72 т, а также новые колокола для Храма Христа Спасителя
в Москве и благовестник Саввино-Сторожевского монастыря
(весом 35 т). Подробнее об этом - в рубриках
"Знаменитые колокола России" и
"Современные литейни России".
А сейчас вернемся на 400 лет назад, к истокам славы русского
колокололитейного искусства:
Светлана НАРОЖНАЯ
Июнь 2004г.
Источники:
-
Н. Оловянишниковъ "История колоколов и колокололитейное
искусство", издание т-ва П.И. Оловянишникова и сыновей, М.,
1912г.
-
Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology",
Princeton, New Jersey, USA, 1985
-
Ю.В. Пухначев "Колокол" (статья),
журнал "Наше наследие" № V(23), 1991г.
-
И.И. Плешанова "Колокола псковских литейщиков XVI-начала
XVII века"
(сборник "Колокола. История и современность",
сост. Ю.В. Пухначев, отв. редактор Б.В. Раушенбах, "Наука",
М., 1985г)
-
А.Ф. Бондаренко "Московские колокола XVII века",
"Русская панорама", М., 1998г.
-
В.А. Кондрашина "Обучение колокольному ремеслу на
Московском Пушечном дворе во второй половине XVII века"
(сборник "Колокола. История и современность", сост. Ю.В.
Пухначев, отв. редактор Б.В. Раушенбах, "Наука", М., 1990г.)
|