История
нашей поездки в Брюгге началась еще два года назад со статьи Светланы Елизаровой
"Чарующий Брюгге", в которой легко и интересно было рассказано об этом городе.
Предварялась статья словами: "Приехав в Брюгге, вы совершите самое удивительное
в своей жизни путешествие во времени, ибо кажется, что дыхание XXI века совсем
не коснулось этого города, словно застывшего в средневековой спячке…". И я
"заболела" этим городом. Но прикинув по карте, где я, а где Брюгге, загрустила…
И решила: пусть он будет моей "голубой мечтой".
Небольшое отступление. Иногда мысленно я делю людей на
"журавлистов" и "синичников" (по принципу "лучше синица в
руке, чем журавль в небе…"). Сама я скорее "синичница", но
для душевного равновесия мне необходима труднореализуемая,
то есть "голубая" мечта :)… (Иногда такая мечта
сбывается, и тогда я срочно ищу ей замену.)
Когда замаячила поездка в Бельгию, для вербовки
единомышленников вышеупомянутую статью я передала Сотниковым.
И они "заболели" тоже. Так Брюгге стал непременным пунктом
нашего Плана.
В Брюгге мы прибыли около 10 утра. Нашествие туристов началось
к полудню, и поэтому сначала мы бродили по пустынным
улочкам дивного, несколько сонного города. Брюгге -
действительно уникальный город, поразительно цельно
сохранивший свой средневековый характер.
Немного истории. Город начался с поселения рядом с крепостью,
которую построил в IX веке граф Фландрии Болдуин I для
защиты своих земель от набегов викингов. Благодаря
судоходной реке Звин, соединявшей город с морем, Брюгге
быстро разбогател. В XI веке графы Фландрские сделали его
своей резиденцией. В XIII веке Брюгге превратился в главный
порт Северной и Западной Европы. Свою столицу сюда перенесли
герцоги Бургундские. Здесь селилась знать, сюда же стекались
художники в поисках заказов и меценатов. Брюгге обрел поистине
королевскую пышность. XIV-XV века - пик его расцвета. Но
обмелела река, портовое первенство перешло к Антверпену и
Гамбургу, и Брюгге замер в ностальгии по временам былого
могущества… Но не пришел в упадок, а сделал из ностальгии
бизнес: первый туристский путеводитель по городу "Брюгге
прекрасный" ("Brugge die Scone") был издан еще в 1380 году!
Сейчас же город посещает 4 миллиона туристов ежегодно.
А еще город прославили кружева… Фламандское кружево в XVII
веке произвело настоящий фурор в Европе, оно стоило бешеных
денег, его заказывали все царствующие дома. Брюжское кружево
в этом фламандском чуде занимает особое место, поскольку
отличается невероятным изяществом и виртуозным исполнением.
Самое тонкое кружево плетется изобретенным здесь "швом
колдуньи", для которого необходимо от 300 до 700 коклюшек.
Кружевницу в Брюгге мы увидели только одну: она дремала,
склонившись над работой в проеме раскрытых дверей своего
дома… Когда мы приблизились, она начала перебирать коклюшки…
Да еще две восковые старушки плели вечное кружево в
стеклянном эркере старого дома неподалеку от собора
Богоматери… (получился крохотный музей). Но магазинчиков с
кружевами там уйма.
Однако не меньший восторг вызывали кружева каменные… Собор
Богоматери со стройной башней 122-х метров был построен в
XII-XV веках. Фотографировать его трудно: собор зажат
постройками (средневековые города не отличались простором,
хотя всегда имели приличную главную площадь для рынка,
турниров и собраний). Мы поспешили внутрь, пока светит
солнце: там прекрасные витражи. Был открыт боковой вход в
собор со стороны маленькой площади. Повернув от входа
направо, столбенеешь: в темном обрамлении алтаря нежно
белеет потрясающей красоты и покоя Мадонна с ребенком работы
Микеланджело Боунаротти… Единственная его скульптура, покинувшая
пределы Италии при жизни Мастера. Такой подарок родному
городу сделал в 1506 году богатый купец Ян Москрун…
В этом соборе находятся великолепной работы гробницы Карла
Смелого, погибшего в битве при Нанси в 1477 году и его
дочери Марии Бургундской, скончавшейся от несчастного случая
при верховой езде в 1482-ом. Прекрасны резные хоры (скамьи)
и исповедальни, и как завершающий аккорд - современная
деревянная скульптурная группа ("Святое семейство").
Мы вышли на маленькую соборную площадь. Ощущение путешествия
во времени, увы, нарушили многочисленные туристы, постепенно
заполнившие тихие узкие улицы. Но очарование города не
рассеялось, а только усилилось: ибо мы начали поход по его
достопримечательностям.
На эту же площадь выходят ворота госпиталя Святого Иоанна,
основанного в XII веке. Это один из самых старых госпиталей
Европы. Мощные стены были возведены в XIII веке, за ними
скрывается удивительно покойный двор. Если в главном корпусе
подняться на второй этаж, можно увидеть сложные деревянные
перекрытия и вдохнуть ни с чем несравнимый запах старого
дерева… В госпитале бережно сохраняется древняя аптека с
оборудованием тех времен.
Именно
в госпитале Святого Иоанна сестры-урсулинки выходили воина Карла Смелого Ганса
Мемлинга (1433-1494), тяжело раненного в той самой битве при Нанси, в которой
погиб сам Карл… В благодарность за спасение художник написал для госпиталя несколько
картин. Сейчас здесь музей Мемлинга. Отрешенные мадонны, тонкие портреты, рака
Святой Урсулы…
Дальше
наш путь лежал на Рыночную площадь, над которой царит великолепная Бельфорт, и
где когда-то европейские купцы меняли свои товары на знаменитые ткани и великолепное
платье, пошитое в Брюгге. В чем-чем, а в этом толк в Брюгге знали. И знают до
сих пор: здесь бывают костюмированные праздники, и тогда все горожане от мала
до велика обряжаются в старинные костюмы великолепного сукна и бархата, отделанные
мехом, кружевом и позументом.
В 1240 году на площади был построен крытый рынок с деревянной
башней, которые сгорели через 40 лет. В начале XIV века
построили новый рынок и первый ярус башни. Второй ярус
башни достроили в конце XIV века, а верхний ярус и
восьмиугольное завершение - в XV-ом. Башня достигла высоты
83 метров и получила название Бельфорт (Belfort). Здесь
были установлены часы с курантами и карильон, а с ее балкона
оглашались важные городские постановления. Преодолев
366 ступеней, попадаешь на смотровую площадку, с
которой открывается замечательный вид на город. А рядом за
решетчатым ограждением висят внушительного размера колокола…
Если подняться не до конца башенной лестницы, а только на
220 ступеней, оказываешься рядом с "Триумфальным"
колоколом, отлитым Мельхиором де Хазе (Melchior De Haze) в
1680 году. Колокол весит 6 т и имеет диаметр
2 м. Его до сих пор используют для объявления
особых событий. (Поднимаясь на Бельфорт, обнаружили на
стене башни необычный знак "писать запрещено", но пишут!)
О карильоне в Бельфорт стоит рассказать особо. Он состоит из
47 колоколов общим весом 28 тонн. Карильон может
работать как автоматический, так и от ручной клавиатуры.
Для автоматического управления установлено громадное
бронзовое колесо с 30500 отверстиями, в которые вставляют
колки для вызванивания определенной мелодии. Мелодии меняют
каждые два года. Это колесо весом 9 тонн было изготовлено
в 1749 году в Брюгге мастером Йорисом Думери (Joris Dumery).
26 колоколов старого карильона используются до сих пор,
21 новый колокол к ним был отлит в 1969 году известной
голландской литейней "Эйсбоутс" ("Eijsbouts"). Три раза в
неделю (летом - четыре) в Брюгге проходят карильонные концерты.
Карильонером Брюгге сейчас является Айме Ломбаэрт (A. Lombaert).
Карильон нам услышать не удалось (звонили только башенные
куранты), но мы купили в киоске башни CD "The Carillon of
Bruges" ("Карильон Брюге"), на котором записаны народные
фламандские мелодии, старинная и современная музыка
(например, "When I'm sixty-four" Леннона-Маккартни) в
исполнении Айме Ломбаэрта.
Как же быстро бежит время, когда интересно! А в Брюгге
интересно практически везде, потому что сам город -
это музей под открытым небом. Есть в этом городе-музее еще
два потрясающих музея: Городской музей изящных искусств
(более известный как Грониге) и Грютхузе (музей быта
средневековья). Сожалея, что в оба не попасть, отправились
в Грониге смотреть любимых ван Эйка, Мемлинга, ван дер
Вейгена, Босха… Брюгге был настолько богат художниками, что
мог позволить себе сознательно ограничиться
коллекционированием работ только тех художников, кто жил и
работал в городе. В XV веке именно здесь оказался
художественный центр нидерландской школы живописи, которую
потом назовут "фламандскими примитивистами". Ван Эйк изобрел
здесь масляные краски, и выздоровевший Мемлинг навсегда
остался в Брюгге, здесь работали Герард Давид и Гуго ван дер
Гус. (Коллекция музея значительна, и начала формироваться с
XVIII века, это один из старейших музеев Бельгии. Но
подробно мы посмотрели только "примитивистов": на большее
просто не хватило времени...)
Говорят,
что Брюгге лучше всего осматривать с лодки или из конной повозки. Мы ограничились
ногами :)… Вдоль каналов, обмирая от романтических видов и прелестных мостиков,
в потоке таких же обмирающих людей, двигались к озеру Любви, напротив которого
находится вход в средневековый Бегинаж. У озера ощутимо пованивало птичьим пометом
(на островке посреди него отдыхало порядочно лебедей), возможно, поэтому особого
романтизма этого места мы не ощутили и стопы свои направили в Бегинаж.
Его основала в 1245 году графиня Фландрии Мария
Константинопольская. Бегинаж был общиной женщин, не
принявших постриг, но живущих по монастырским законам.
(Создал этот институт для вдов крестоносцев известный
проповедник Ламберт Косноязычный.).
Большой
двор, окруженный белеными домами, церковь… Брюжский Бегинаж внешне отличается
от Бегинхофа в Амстердаме, но единая традиция
чувствуется. Бегинки покинули свою обитель в 1928 году, но уже в 1930-ом здесь
поселились сестры-бенедиктинки, ничего не изменившие в облике и убранстве Бегинажа,
и даже принявшие форму одежды предшественниц.
Этот покойный двор, в котором оказалось на удивление мало
туристов, был заключительным пунктом нашего визита в Брюгге.
Остались в стороне площадь Бург с самой старой ратушей во
всей Фландрии (которая была построена в 1376 году, в 1464-ом
в ней состоялось первое собрание Генеральных Штатов страны),
и базилика Святой Крови, восходящая к XII веку. Не были мы и
в церкви Христа Спасителя с ее мощной башней, которая хорошо
просматривается с разных мест города, и у красивых ворот
Грютхузе только постояли…
С благодарностью покидали мы "чарующий Брюгге". Кроме
средневековых красот, город еще и отлично организован для
автотуристов: понятный въезд, удобная парковка, от которой
до всех достопримечательностей легко дойти пешком. И, хотя
уезжать из такого прекрасного места не хотелось, пора было
в Гент, который присоветовала все та же подруга: "Брюгге -
для туристов, он был довольно сильно разрушен в войну и
потом восстановлен. Если хочешь увидеть настоящую старину,
поезжай в Гент".
Туда мы и поехали…
11 ноября 2007 года.
В августовско-ноябрьском номере журнала
"Антикватория"
(Nо 2(24) за 2007 год) опубликована моя статья
«Брюгге: город музеев, город-музей»,
частично основанная на материалах этой страницы сайта. Статью можно прочитать,
кликнув на соответствующие
иконки.