Апольда и Эрфурт
Наконец-то
потеплело по-настоящему, и нами сразу овладели "беспокойство и тяга к перемене
мест". Долгая зима надоела до чертиков, затяжная весна извела своим изменчивым
нравом, хотелось солнца и ярких впечатлений. Все это мы получили сполна, когда
в воскресенье 13 апреля 2003г. в компании наших добрых друзей отправились
по маршруту Дрезден - Апольда - Эрфурт - Дрезден. (О том, что на календаре 13-ое число
вспомнили уже в дороге, но быстро утешились, решив, что все-таки это не понедельник…)
Первым
номером нашей программы была Апольда - маленький городок в Тюрингии (около 27
тысяч жителей), главная достопримечательность которого - музей колоколов. Когда-то
Апольда была одним из центов колокололитейного производства. Однако еще до колоколов
ее прославили… чулки и перчатки, которые здесь стали изготавливать с 1593
года! (Между прочим, первая вязальная машина была изобретена в 1589г. англичанином
Вильямом Ли.)
Но
вернемся к колоколам. Первая литейня была открыта в городе в 1722 году. Литейные
династии Розе, Ульрих и Шиллинг отлили с тех пор более 20 тысяч колоколов, которые
звонили, а многие и до сих пор звонят, по всей Германии и за ее пределами. Последние
колокола, отлитые в Апольде на заводе Шиллингов, датируются 1988 годом. Семья
Шиллинг, кроме литья колоколов, еще и коллекционировала их. Эта коллекция послужила
основой музея колоколов, открытого в Апольде в 1952 году. Этот музей я хотела
увидеть уже давно.
Glockenmuseum не очень большой, но качество экспозиции отменное:
от колокольчиков, датированных 9-8 вв. до н.э. из Ирака, с Кавказа,
из скифских курганов и Древней Греции до церковных колоколов
12-20 веков.
Есть в экспозиции ювелирной работы настольные и алтарные
колокольчики, а также локомотивный колокол начала 20 века,
часовой колокол (1883г.) из Knabenschule (школы для
мальчиков в Апольде) и колокольчики для скота (некоторые
и не знаешь, на каких монстров навешивали…). Нам
понравилось колокольное убранство для конной упряжи
второй половины 19 века - родня наших поддужных
колокольцев и бубенцов.
Музей удивительно демократичен: здесь разрешают не только фотографировать, но и трогать
некоторые экспонаты руками. Более того, можно позвонить во многие колокола (языки
у них вынуты, но рядом висят деревянные колотушки). Можно поиграть на Glockenspiel
(глокеншпиль - колокольная музыка), правда, колокола в инструменте заменены на
металлические пластины соответствующих тонов.
В музее мы много фотографировали. Главной фотомоделью оказался китайский колокол
15 века в громадной резной раме из эбенового дерева. Красота невероятная. А во
дворе музея есть площадка с большими колоколами, которые, видимо, попали в музей
позже других и не поместились в его небольшом здании.
(Более подробный рассказ о музее можно найти на странице сайта
"Музей колоколов в Апольде".) Прикупив на память
два сувенирных колокольчика и
путеводитель по музею, с сожалением покинули (по крайней мере, я)
Glockenmuseum и симпатичную Апольду.
Впереди был Эрфурт - столица Тюрингии. Город, построенный 1300 лет назад,
не был разрушен бомбежками 2-й мировой войны и, к счастью, уцелел в конце 20-го
века, когда "умные головы" решили было проложить автотрассу прямо через исторический
центр города. Тут очень вовремя рухнула Берлинская стена, и проект благополучно
умер. А древний Эрфурт здравствует и все так же поражает туристов Соборной Горой
(Domberg) и средневековыми улочками с фахверковыми домами (это архитектурный стиль,
характерный для средневековой Германии, см. фото слева).
Мы выбрались из машины несколько в отдалении от Старого города, решили, что сориентировались,
и бодрым шагом двинулись (как считали) к центру Эрфурта. Симпатичные улицы, однако,
совсем не дышали стариной, и мы решили спросить кого-нибудь, туда ли идем. Спрашивать
было некого… Тот факт, что в воскресный день здесь нет не только туристов, но
и вообще никого, наводил на мысль, что что-то здесь не так…
Наконец мы встретили пожилого господина, который
любезно предложил довести нас до Соборной горы. По дороге
познакомились. Он живет в Эрфурте, по специальности физик
(как и большинство в нашей компании), лет сорок назад
стажировался два года в МГУ, затем преподавал в университете
Эрфурта, сейчас на пенсии.
К Соборной горе мы вышли несколько сбоку, вывернув из какой-то улочки. Mariendom
(Собор Марии) вырос неожиданно и мощно. Крыши какой-то постройки загораживали
гору, и казалось, что собор парит над городом. Здесь мы тепло распрощались с пожилым
господином, и вышли на площадь, где по случаю подготовки к Ostern (немецкой Пасхе)
царил праздничный бедлам: гудели атракционы, в киосках жарились сосиски, носились
дети, шум стоял невероятный…
На всю эту суету с Соборной горы снисходительно взирали
два великолепных храма - Mariendom и Severikirche (церковь
Св. Северина), составляющих вместе удивительно
гармоничный и впечатляющий архитектурный ансамбль. К ним
наверх ведет длинная лестница в 70 ступеней.
Mariendom (слева) стоит будто на пьедестале (алтарная часть храма достраивалась позднее,
для нее гору "продлили", и лестница упирается в бок этого "пьедестала"). А справа,
несколько скрытая зачем-то построенным вдоль лестницы домом (возможно, это был
дом причта), вырастает мрачноватая Severikirche. Церковь несколько старше собора:
ее заложили в 1080 году на месте сгоревшей церкви бенедиктинского монастыря.
Severikirche стоит очень близко к собору и размером с добрую его половину, три
ее шпиля выведены почти на высоту трех башен Mariendom'а. Архитекторы прошлого
хорошо знали свое дело: они вывели боковой портал собора еще несколько вбок к
Severikirche и развернули его к лестнице - получился единый ансамбль из двух совершенно
не похожих храмов, которые удивительно дополняют и уравновешивают друг друга.
К сожалению, Severikirche закрыта в субботу и воскресенье, и ее удалось осмотреть
только снаружи. Mariendom'у пришлось "отдуваться" за двоих…
В 8 веке миссионерской деятельностью в районе, который
называется Тюрингия, занимался Св. Бонифаций. В 742 году
он стал епископом Эрфурта, и первая еще романская церковь
была заложена при нем. В 1154 году началось
строительство собора. С тех времен до сих пор в соборе
почитается "Эрфуртская Мадонна" - каменный барельеф,
датируемый 1160 годом. В 1230г. была построена
величественная лестница к главному порталу. Потом сто лет
строили башни собора, а в 1349г. начали пристраивать
готическую алтарную часть, так что башни оказались в
середине храма. Но на этом не успокоились и перестроили в
готическом стиле старую романскую часть собора. С тех пор
храм больше не перестраивали, а только украшали. Сейчас идет
реставрация алтарной части и одной из башен собора, остальное
уже почистили, и древний Mariendom имеет удивительно светлый
и теплый цвет.
Как все старые соборы, Mariendom - это собрание культовых реликвий. В 1497г. голландский
мастер Gerhardus Wou отлил для собора колокол
"Gloriosa" ("Глориоза" - "Слава
Марии"), который за красивый звук называли в Германии "Королевой колоколов". Колокол
звонил 487 лет (!), но в 1984г. была обнаружена трещина, которую год
спустя удалось заварить по оригинальной технологии. Как утверждают специалисты,
"голос" у колокола не ухудшился. Вот только ни услышать, ни увидеть "Глориозу"
не удалось. Однако в литературе много ее фотографий, та, что приведена слева -
из книги "Glocken in Geschichte und Gegenwart" ("Колокола в истории и современности"
под ред. Курта Крамера), а справа - копия декора колокола с изображением Мадонны
с младенцем, которую мы сфотографировали в Музее колоколов в Апольде.
Очень почитаем здесь также алтарь с картиной Лукаса Кранаха Старшего "Обручение
Св. Екатерины" (1529г.). Скоро Ostern (Пасха), и дети приносят к нему свои написанные
и нарисованные просьбы… Очень трогательная традиция.
Половина собора внутри тоже на реставрации, поэтому
не удалось увидеть знаменитые готические хоры, барочный
Большой алтарь, и витражи в стиле модерн работы Карла
Кроделя (Karl Krodel) 1960-1963г.г. Меня всегда поражает
в соборах то, как гармонично там удается соединить разные
эпохи и стили в одном объеме…
Мы, наконец, выбрались на солнце, и обошли собор,
насколько это позволяли реставрационные работы. Позади
него на колонне установлена статуя Марии, с ликом,
удивительно похожим на Мадонну с "Глориозы"…
Потом постояли на лестнице, оценили сверху внушительный размер площади перед Соборной
горой (подходить сюда надо именно с площади, интересно только, бывает ли она свободной…)
и отправились искать следующую достопримечательность Эрфурта - Krämerbrücke (Крэмербрюкке)
- средневековый мост через два рукава реки Геры, застроенный старинными фахверковыми
домами. Это единственный такой мост, полностью сохранившийся в Европе к северу
от Альп, и эрфуртцы им очень гордятся, любовно поддерживают и даже живут в этих
домишках до сих пор.
Узкими улочками мы вышли к площади у Ратуши. Небольшая площадь была сплошь уставлена
столиками кафе. Светило солнце, и народу за ними было много. Вообще Эрфурт поразил
некоторой богемностью и раскованностью в сравнении с несколько чопорным Дрезденом.
Мы усердно смотрели по сторонам: тесно прижатые друг к другу дома радовали глаз
веселыми расцветками и казались театральной декорацией. Зазевавшись, мы чуть не
пропустили Krämerbrücke (Лавочный мост) - узенькую улочку, отходящую несколько в бок от основной.
То, что это мост, на самой улочке совсем не ощущается. Мы прошли улочку до конца,
осмотрели окрестности и только тогда убедились: действительно это мост, и рыбу
можно удить прямо из окон… (вода в Гере удивительно чистая).
Время шло, но мы не стали торопиться, а просто не спеша
гуляли по Эрфурту уже без всякой цели. Пошли более современные
кварталы (конца 19 - начала 20 века), однако пешеходная зона
все не кончалась (только трамвайные рельсы были проложены).
Но когда пересекли Юрий-Гагарин-ринг (ринг - кольцо),
автомобили вступили в свои права.
Пора было возвращаться. Мы полюбовались строгой Tomaskirche 13 века
(справа), неподалеку от которой оставили транспорт, и, довольные
полученными от Тюрингии впечатлениями,
двинулись в обратный путь в Саксонию.
|