Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Дамба, сыр, деревянные башмаки и селедка


Голландцы говорят так: "Бог создал Землю, а Голландию создали голландцы!" И они не преувеличивают: к настоящему времени у моря отвоевано уже 165 тыс. гектаров земли.

Сейчас трудно поверить, но 500 тыс. лет назад можно было пройти посуху от голландских берегов теперешней провинции Фрисленд до Англии. Темза тогда являлась притоком Рейна, а на месте Северного моря была тундра, по которой бродили шерстистые носороги, мамонты и олени. 10 тыс. лет назад в эти места пришли первые люди. Это были охотники. Из-за таяния полярных льдов уровень воды стал медленно подниматься. Еще до н.э. люди начали насыпать холмы, защищаясь от наступающей воды. До наших дней сохранилось около 1200 остатков таких холмов (сейчас они охраняются законом). Первые дамбы стали строить в 500-1500 годах н.э., защищаясь от колебаний уровня воды и осушая плодородные участки земли (польдеры). Для осушения сначала использовали ветряные мельницы, которые не мололи зерно, а откачивали воду. Они позволяли поднимать воду на 1,5 метра, после оборудования их винтом Архимеда - уже на 3 м. Если же мельницы выстроить в ряд, то воду можно было поднять до 10 метров. Для дренажа использовали сеть каналов и многочисленные реки. (В настоящее время общая протяженность каналов и рек в стране свыше 6000 км, поэтому Голландию заслуженно называют Waterland - страна воды.) Позже ветряные мельницы сменили паровые машины, одно время их работало более 700 (сохранилось только 18). Затем и их заменили - на дизели и электродвигатели.

В 1667 году Хенрик Стивен обнародовал планы своего отца Симона (1548-1620) по осушению Zeiderzee. Только через 200 лет их смог осуществить инженер Корнелис Лели (1854-1929). Громадную дамбу Afsluitijk длиной 32 км начали строить в 1918 году. Первый польдер был осушен в 1930-м, а последний камень заложили в дамбу еще через два года - 28 мая 1932г. Люди, жившие у моря, считали, что защитились от бурь и наводнений. Однако, в ночь на 1 февраля 1953 года в Северном море случился сильнейший шторм, скорость ветра временами достигала 144 км/час, и дамбу прорвало: было 67 больших и 400 малых проломов. Сильное наводнение унесло жизни 1835 человек, 200 тысяч стали бездомными за одну ночь (треть Голландии лежит ниже уровня моря, а вода поднялась от 3 до 4,6 м). Весь мир откликнулся на эту беду, и уже в ноябре дамбу восстановили полностью. (Строительство новых дамб идет по сей день, их общая протяженность около 1000 км.)

Дамба Afsluitijk не только защитник, но и трудяга: по ней проносится 15 тыс. машин в день, а через открывающиеся ворота проходят корабли и яхты. А еще дамба красива своей лаконичностью и строгостью. Как инженера, меня всегда восхищают рукотворные сооружения, элегантно вписанные в ландшафт. Голландцы гордятся своим умением строить дамбы, туристам они показывают не только дамбу, но и небольшой мемориал, посвященный великому инженеру Лели и простым строителям этой махины. Именно тут понимаешь, что народная молва не ошибается: Голландию действительно создали голландцы.




Чем же еще, кроме дамб и тюльпанов, знаменита Голландия? Конечно, сырами. Поэтому мимо них вас не провезет ни одно экскурсионное бюро: посещение модели сыроварни с рассказом и показом процесса сыроварения (правда, при пустой емкости для молока) обязательно в любом маршруте. Тут же будут наличествовать в изобилии готовые сыры, можно все продегустировать, а затем и купить то, что по вкусу.

Под одной крышей с сыроварней обычно устроена мастерская по изготовлению деревянных башмаков. Их давно уже делают на станке: на ваших глазах из чурбака вытачивается симпатичная деревянная "обувка" с загнутым кверху носом. Рядом непременно есть магазинчик, в котором можно найти деревянные башмаки любого размера, правда, с непривычки они несколько тяжеловаты…

Время, отведенное на дегустацию сыров и примерку башмаков, было строго отмерено: впереди нас ждала небольшая рыбачья деревушка Волендам. Вместе с пунктуальными немцами мы загрузились в автобус, и уже намеревались отъехать, но тут в салон вошел голландский дед в странном одеянии, представился рыбаком на пенсии и предложил купить у него наборы открыток о Голландии. Старик весьма подробно рассказал о своем костюме - традиционном для местных рыбаков - который обычно передавался от отца к сыну (если не изнашивался), а также то, что значат различные украшения на этом костюме. Запомнилось, правда, только, что пуговицы обязательно должны быть серебряные с портретом королевы. На костюме рассказчика были пришиты пуговицы с изображением королевы Вельгельмины, но "вверх ногами", т.е. портрет был перевернут. Оказалось, что это не случайность или небрежность, а знак того, что эта королева уже умерла. Таков местный обычай. Мы купили у предприимчивого рыбака, говорившего, что сейчас выгоднее "ловить туристов, а не рыбу", его открытки и, довольные друг другом, разошлись: он остался караулить следующий экскурсионный автобус, а мы направились в его родной Волендам.



Когда-то Волендам стоял на берегу моря - Zeiderzee, которое после строительства дамбы образовало несколько озер, это озеро - Eilsmeer. Из типичной рыбачьей деревни Волендам превратился скорее в декорацию для любопытных туристов. Деревня очень симпатичная: местные жители живут в маленьких аккуратных домах, ходят в национальной одежде, поддерживая статус "типичности"…

И мачт здесь у причалов лес, но это мачты, в основном яхт, а не рыбачьих лодок. Рыбачат здесь немногие, наверное, те, кто просто не может жить без этого наследного промысла… Волендам славится малосольной селедкой и копченым угрем, приготовленными по старинным рецептам. Говорят, до сих пор первый в году бочонок малосольной селедки местные рыбаки дарят королеве.

Селедка была действительно замечательной, наелись вдоволь (потом, нарасхват пошла дорогая вода в автобусе). Подкрепившись, разбрелись по деревушке с крошечными каналами и обязательными подъемными мостами. Все казалось игрушечным и декоративным. Кроме непафосных памятников старому рыбаку и его жене.


Светлана НАРОЖНАЯ
Владимир НАРОЖНЫЙ (фото)
май 2004 - апрель 2009

В начало этой "серии" рассказов ("Голландия").

P.S. Наша следующая поездка в Голландию случилась в августе 2008 года, см. "Голландия-2008".


На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100