Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Майсен

Майсен - небольшой старинный город (около 40 тыс. жителей), известный на весь мир, благодаря несравненному майсенскому фарфору. Он всего в 40 минутах езды на поезде от Дрездена. К нашему позору, мы собирались в Майсен полтора года. И, наконец, ясным февральским утром отправились туда. В городе от вокзала вышли к Эльбе - и дыхание перехватило от вида на замок Альбрехтсбург и собор на фоне чистейшего синего неба. Перешли по мосту Эльбу и узкими улочками поднялись в гору.

Майсену более тысячи лет. В 929 году король Генрих I построил военные укрепления на скалистом плато на берегу Эльбы. Вокруг стали селиться люди, и в 1205 году Майсен упоминается в исторических хрониках уже как город маркграфа с рынком и церковью. К счастью, город не пострадал от бомбежек последней мировой войны, и до наших дней в целости и сохранности дошли прекрасные образцы готики и ренессанса.

Сначала мы вышли к Фрауэнкирхе. Ее построили на месте капеллы Святой Марии, которая-то как раз и упоминается в хрониках 1205 года. Строительство продолжалось с 1457г. по 1520г. Сейчас пятидесяти семи метровую колокольню Фрауэнкирхи украшают 37 фарфоровых колоколов, изготовленных на майсенской мануфактуре в 1929 году к тысячелетию Майсена. Это был самый первый в мире набор фарфоровых колоколов. Они очень мелодично звонили до июня 2002 года. Сейчас колокола молчат: предстоит их замена на новые, которые снова изготавливают здесь, в Майсене. Работы намечено закончить в мае 2004 года. (На "Дне открытых дверей" Майсенской мануфактуры 26 апреля 2003г. мне удалось даже подержать в руках один из колоколов будущего набора Фрауэнкирхи!)

От Фрауэнкирхи поднялись еще выше - к Альбрехтсбургу. Он считается первым замком, построенным в Германии и представляет собой прекрасный пример перехода от крепостной архитектуры к дворцовой. Долгое время Альбрехтсбург являлся образцом для замкового строительства во всей Германии. Знаменитый архитектор Арнольд фон Вестфален заложил его в 1471 году по заказу братьев Эрнста и Альбрехта фон Веттинер, кюрфюстов Саксонии. Замок был закончен в 1525 году, но еще в 1485г. братья поссорились, Саксония была разделена, а в результате замок редко использовался

С 1705 года здесь жил и работал алхимик Йохан Фридрих Бёттгер, который так и не смог найти философский камень, зато открыл "белое золото" - секрет изготовления фарфора. И с 1710 по 1863 год прямо на территории замка находилась фарфоровая мануфактура. С 1881 года Альбрехтсбург стал общественным музеем, для чего был отреставрирован и расписан фресками на исторические сюжеты.Удивительно хороши стрельчатые своды замка и широкая спиральная лестница в специально для нее построенной башне. Здесь отличная коллекция средневековой деревянной скульптуры: величественные короли и необыкновенно выразительные святые. Особенно большое впечатление на нас произвели Святые Бонавентура и Иероним.

Сейчас в замке-музее проводятся концерты, исторические чтения, праздники. За "умеренную" плату можно даже снять апартаменты...

Почти вплотную к замку примыкает собор, мрачноватый и величественный. Этот прекрасный образец готической архитектуры начали строить в 1250 году, строительство продолжалось, примерно, до 1440 года. Хоры собора и восьмиугольную капеллу украшают скульптуры наумбургских мастеров, а капеллу Святого Георга - бесценный алтарь работы Лукаса Кранаха Старшего. Сейчас это протестантская церковь, и внутри светло и аскетично.


Главный колокол Майсенского собора был отлит Отто Шиллингом в г. Апольде (Германия) в 1928г. Эскиз его декора был выполнен профессором Паулем Бернером (Paul Börner) из Майсена. На четырех больших рельефах, расположенных по сторонам колокола, изображены сцены из "Откровения Иоанна Богослова". Корона колокола украшена изображениями четырех Евангелистов. (Фотографии колокола - из книги M. Schilling "Glocken. Gestalt, Klang und Zier".)

От собора и замка отправились гулять по городу. Очень занятные там вывески… Мимо романтичного старинного ресторанчика спустились снова к Фрауэнкирхе, а от нее - к интересному зданию муниципалитета. Здесь на площади послушали необычного музыканта: одной рукой он играл на трубе (на ее чистый звук мы и вышли сюда), другой - басовую партию на аккордеоне, а ногой отбивал ритм на небольших медных тарелках.

День клонился к вечеру, и на фарфоровую мануфактуру времени не оставалось, поэтому вернулись домой, решив, что обязательно приедем туда на "День открытых дверей".

"День открытых дверей" на Майсенской фарфоровой мануфактуре бывает два раза в год: весной и осенью. Именно в такой день 20 апреля мы и побывали на знаменитом заводе. Осмотрели практически все, не были только там, где замешивают фарфоровую массу и в печах, на которые дают посмотреть только издали.

1708 год вошел в историю как год рождения европейского фарфора. До этого монополистами изготовления фарфора были китайцы, и ни за какие деньги секрет у них выведать не удалось. При саксонском дворе издавна покровительствовали наукам и искусствам. Со всей Европы стекались в Дрезден ученые, архитекторы, художники, ювелиры, музыканты. Был среди них и алхимик Йохан Фридрих Бёттгер, который открыл секрет изготовления европейского фарфора. Он работал в Дрездене, Кенигштайне, Майсене. Именно в Майсене в 1708 году было сделано знаменитое открытие, а в 1710 году начато промышленное производство фарфора, не уступавшего по красоте и качеству восточно-азиатскому. Все королевские дворы Европы желали приобрести красивую майсенскую посуду и изящные статуэтки и безделушки. Мануфактура процветала и прославила Майсен на весь мир, взяв имя города в качестве фирменного знака. Знак со временем немного видоизменялся, но две скрещенные шпаги украшали его с 1722г. до 1985г. (сейчас шпаги вернулись на место).

Больше всего времени мы провели там, где работают художники. Для посуды изготавливают специальные трафареты с перфорацией, а потом вручную все это расписывается. Работа ювелирная. Наверно поэтому майсенский фарфор так дорог.

 

Я давно мечтала о колокольчике с торговым знаком мануфактуры. К счастью, после долгих поисков его удалось разыскать среди посуды, всевозможных ваз и очаровательных статуэток всех стилей и на любой вкус. (Нам особенно понравился джаз-бэнд.) А когда я увидела цены на другие колокольчики, сразу перестала терзаться за стоимость своего.

В фойе столовой-кафетерия работал художник над панно "Замки Саксонии". Великолепная работа! Тут же была информация по истории майсенского фарфора. Я всегда восхищалась в Дрездене необыкновенным панно "Процессия дюков". Оказывается, оно собрано из 25000 плиток изготовленных в 1904-1907гг. в Майсене.

Потом мы отправились в музей майсенского фарфора, расположенный в здании администрации. Фантастика... Чего там только нет! Было невозможно поверить, что все это из фарфора. Огромные птицы и животные и крошечные статуэтки, скульптурный портрет самого Бёттгера и довольно большой колокол, размером приблизительно 100х50 см. с затейливым орнаментом (интересно, звонит ли он?), небольшой орган с фарфоровыми трубами (здесь проводятся концерты, и можно приобрести CD с записью музыки, исполненной на нем).

Поразительны вазы и посуда, сплошь покрытые маленькими цветочками (подобные экземпляры поразили моего мужа в Эрмитаже около тридцати лет назад). Фотографии, сделанные через стекло, не всегда удачны, но все равно передают очарование этой необыкновенной техники. А пышно сервированный двухъярусный стол - просто незабываемое зрелище.

При выходе с территории мануфактуры мы снова попали к памятнику Бёттгеру, теперь уже из бронзы. Его открытие было почище философского камня. Следующий день открытых дверей осенью. С удовольствием поеду.

26 апреля 2003 года
Но вновь побывать на мануфактуре довелось только через год. Хитом "Дня открытых дверей", проходившего 26 апреля 2003 года, для меня стали новые музыкальные колокола. Их как раз изготавливали там для замены самого первого набора фарфоровых колоколов Фрауэнкирхи Мейсена, который отлили здесь же в 1929 году. (Тогда это было сделано первые в мире!). А мне даже доверили подержать в руках один из колоколов нового набора!.. (Фотографии сделаны на мануфактуре в тот день).

Небольшая справка: музыкальные фарфоровые колокола нигде, кроме мейсенской мануфактуры, больше не делают.

Светлана НАРОЖНАЯ
Апрель 2002г., апрель 2003г.

Источники:
  • Hans Sonntag "Meissen in Maissen"
  • Margarete Schilling "Glocken. Gestalt, Klang und Zier" ("Колокола. Образ, звон и украшение").

28 мая 2004 года.
В N 3(8) журнала "Антикватория" за 2004 год была опубликована статья "Мейсенский фарфор: история и современность", основанная на материалах этой страницы сайта. Статью можно прочитать, кликнув на соответствующие иконки (размер файла каждой страницы около 200 Кб).



На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100