Новости сайта
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки

Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Три поездки в Чехию:
Прага, Карлштейн, Кутна Гора, Мельник

Моя первая короткая поездка в Прагу (в мае 1999 года) оставила яркое впечатление и желание вернуться. Таков уж этот восхитительный город, что его хочется видеть снова и снова. И случай представился: на время работы мужа мы перебрались в славный немецкий город Дрезден. А Прага совсем рядом: три (четыре) часа езды (если б не граница). К тому же, это ближайший от Дрездена город такого экстракласса, и не воспользоваться удачей было бы просто грешно.

Мы и воспользовались. Еще для поездки в Вену сделали чешские мультивизы на полгода, которые нам послужили аж четыре раза (один - для поездки в Вену, а три - в Чехию).

Как честные люди, мы сдержали обещание, данное сыну: Прага в ближайшие каникулы (см. "Вена в сентябре"). Каникулы были в начале октября, погода стояла замечательная - настоящее "бабье лето", и мы отправились на три дня в столицу Чехии.

Ехать туда было совсем просто: в 8.15 утра от дрезденского вокзала отходил первый автобус до Теплица, уже чешского города рядом с границей. На границе довольно долго возились с проверкой паспортов, и мы чуть-чуть не успели к автобусу на Прагу в 10.15. До следующего (в 12.10) было еще достаточно времени, и, оставив Мишу в ближайшем сквере с рюкзаками, мы отправились прогуляться по окрестным улицам.

И набрели на книжный магазин, где была существенная уценка. Тут же накупили книг о Праге (в столице, кстати, мы их видели уже раза в три - четыре дороже) и отличный географический атлас мира на немецком языке. С таким грузом пришлось вернуться в сквер. Попытались засунуть книги в мой рюкзак (как самый легкий) - молния сразу разъехалась. Кое-как с ней справились, но атлас так и пришлось везти в руках, и всю дорогу до Праги (приблизительно полтора часа) я не знала, куда смотреть: в атлас или в окно на открывавшийся ландшафт.

Автобус прибывает в Праге на вокзал "Холешовице", рядом станция метро, так что добраться в любое место города несложно. По интернету мы нашли относительно недорогой отель, не совсем в центре, но рядом с метро "Высочанская", поэтому с вокзала поехали сразу туда, чтобы оставить вещи и налегке отправиться в центр. Отель оказался довольно симпатичным, и потом, каждый раз, приезжая в Прагу, мы останавливались именно в нем.

Поскольку мы с Володей в Праге уже бывали, главным туристом и фотомоделью был Миша. Ему очень понравилась Прага, он считает ее самым красивым городом, в чем я с ним полностью согласна. Узкие улочки, обилие старых домов и церквей (Прагу называют городом тысячи шпилей), пражская Ратуша с замысловатыми старинными часами, Карлов мост с его вернисажем и собор Святого Вита. Огромное удовольствие не только увидеть их снова, но и показать все это сыну…

В Праге у нас все почему-то вертелось вокруг пива: жили мы в гостинице "Высочанский пивовар" и каждый день не проходили мимо пивной "У Хроха" ("У Бегемота"), которая находилась чуть в стороне от туристской тропы, и где сидели одни чехи (кроме нас туристов не было. Разве что однажды при нас забрели англичане: рядом находится английское посольство). "У Хроха" подают только "Пильзнер Урквелл" - замечательное чешское светлое пиво!

После пива мы гуляли по Пражскому Граду, дошли до Лореты - изящной барочной церкви, на колокольне которой установлены 27 колоколов, отлитых еще в XVIII веке в Амстердаме и до сих пор каждый час отзванивающих красивую мелодию.

От Лореты повернули назад: мимо президентской резиденции по Пражским всходам спустились к Карлову мосту, а по нему вернулись в Старую Прагу.

Гуляли мы гуляли и проголодались. Бродили по городу, выбирая ресторан, и, как у нас часто бывает, забрели не в простой... (Там бывал президент Гавел, о чем ненавязчиво сообщают фотографии на одной из стен холла). Выговорить название не могу, но место отличное. Заказали чешскую кухню. Кролик в тминовом соусе с овощами на пару был великолепен. Особенно голоден был Миша, и хотел много мяса. Заказал телячий шницель - и не промахнулся: ему принесли два изрядных куска с картофельным салатом.

На второй день Володя повез нас в Карлштейн (около сорока минут езды от Праги на поезде). Это маленький, почти игрушечный городок со средневековой крепостью, которую построил Карл IV. Она стоит на крутой горе и постепенно вырастает и нависает над тобой, когда к ней поднимаешься. Здесь, за мощными стенами Карл хранил сокровища короны. Они были надежно упрятаны!

Крепость построена в XIV веке, не перестраивалась и являет собой замечательный образец крепостной архитектуры. Очень продумана ее неприступность, она имеет три степени защиты: крепостную стену по периметру, еще одну стену внутри и галерею, которая соединяет Большую башню (последний оплот и сокровищницу) с остальными крепостными постройками. При разрушении галереи Большая башня могла бы еще сопротивляться. Правда, большой проблемой тогда могла стать вода: поскольку колодца в башне нет, на этот случай полагалось собирать дождевую воду и разводить ею вино. Очень интересна живопись в залах крепости, особенно портреты чешских королей и королев и почитаемых святых. Мы купили красочную карту крепости в дополнение к интересной экскурсии. День был тихий и солнечный, казалось, время остановилось...

Спустившись в городок, мы зашли пообедать в ресторанчик "Богемия" с чешской кухней. Хозяин его, похоже, страстный охотник, поскольку зал украшен охотничьими трофеями: шкурами кабанов, рогами оленей и косуль и всякой охотничьей амуницией. Очень колоритно, очень вкусно и совсем недорого.

Путешествие в Карлштейн заняло немногим больше половины дня, в Прагу вернулись к 3 часам и отправились на Злату улочку, где постреляли из настоящего арбалета (даже я один раз и, представьте себе, попала в пределы мишени). Лучше всех стрелял Миша: он попал три раза из пяти. Мишени нам отдали, мы их свернули в трубочку, и с этой минуты я за них отвечала почти головой (и мишени и голову я благополучно довезла до дома). Получился этакий средневековый день.

Мы еще погуляли по городу, но ноги нас привели опять к пивной "У Хроха". Тут мы познакомились с симпатичным чехом паном Калиничем (до нашего появления он уговорил уже 4 пол-литровых кружки пива), пофотографировались, прекрасно посидели и отдохнули, и снова отправились на Старое Место к Ратуше.

Очередной раз послушали знаменитые пражские часы, а потом решили пойти на концерт в Собор Святого Николая тут же на площади. Программа: "Глория" Вивальди, соната Баха и месса Моцарта. Акустика отличная, красивый барочный интерьер, прекрасное исполнение, особенно хороши были контральто и тенор. День получился удивительно длинным... Добрались до "Пивовара" и уснули "без задних ног"...

Третий день, предварительно забросив вещи на вокзал, начали с Вышеграда. Именно отсюда начиналась Прага. В Вышеграде посмотрели ротонду Святого Мартина XI века (еще романскую) и собор Святых Петра и Павла (классическая готика). Собор был открыт, поэтому удалось осмотрели интерьер (в прошлый раз я внутри не была, только рядом).

Еще я очень хотела увидеть Пражское дитя - старинную куколку маленького Христа, очень почитаемую здесь святыню. Находится она в церкви Святой Марии Виктории (раннее барокко, 1611 год), которая принадлежит ордену кармелиток. К каждому празднику куколке полагается своя очень красивая одежда. Капелла Пражского дитя в церкви нарядна, как и сама куколка… Пока мы были в церкви, репетировал с органом детский хор, голоса звучали очень красиво и нежно. С удовольствием послушали...

Впереди Мишу ждала башня собора Святого Витта с прекрасной панорамой Праги. Мы с Володей на башню не полезли, потому что поднимались в прошлый раз, а сидели на площади перед собором со стороны памятника Святому Георгию и любовались...Ярко светило солнце, сияла на нем громадная позолоченная решетка, и каждая архитектурная деталь была четко видна…Красота необыкновенная...

До автобуса было полтора часа и надо было подкрепиться. Рядом была опять эта пивная... Мы, конечно же, отправились туда. Заказали к пиву фирменное "свиное колено" (очень вкусно, между прочим) и засиделись... Вышли на грани... И тут начался аттракцион на скорость по пересечению Карлова моста в воскресный туристический пик. Это я вам скажу совсем непростая задача. К тому же меня начал разбирать смех, потому что мои мужчины наддавали, а я уже могла поспеть только вприпрыжку... Но я не отстала! В метро мы влетели на всех парах, по эскалаторам неслись, что твои гончие. У цели мне было строго наказано задержать автобус любой ценой. Мы выскочили из метро, и я понеслась в обратном от цели направлении. Но Володя зорко за всеми следил и вовремя меня скорректировал... Цена не потребовалась, поскольку Чехия - не Германия, автобус в 14.30 не отошел, и ребята успели взять в камере хранения багаж и дойти бодрым солдатским шагом до автобуса. Сели, отдышались...

Дорога была красивая: равнина тонула в дымке, а горы на горизонте, казалось, парили. В Теплице у нас была пересадка. Около шести вечера поехали на Дрезден через лыжные курорты по серпантинному шоссе...

Следующую поездку мы в долгий ящик откладывать не стали, и 27-го октября опять поехали (но уже вдвоем с Володей). А все почему? В руки нам попал проспект с удивительно красивым не то собором, не то дворцом в Кутной Горе. Именно Кутну Гору мы и наметили для следующего путешествия. И еще Мельник - центр чешского виноделия.

Съездили отлично. Дождь пошел, когда мы на автобусе уже ехали обратно. Хотя поездка начиналась по такому туману!.. Но я решила, что все должно быть хорошо: авантюристам всегда везет...

Кутна Гора - в средневековье второй по величине город Чехии. Здесь добывали серебро и чеканили чешский грош - одну из самых надежных валют в средневековой Европе.

То ли собор, то ли дворец оказался потрясающей красоты собором Святой Барбары - покровительницы горняков. Строили его больше 500 лет, полностью он был завершен только в 1905г. (заложен в 1388). Внешние опорные конструкции, богато украшены каменной резьбой и создают впечатление кружева и легкости всего огромного сооружения. Очень хороши витражи в стиле "модерн" начала 20-го века, самое удивительное, что они гармонично сочетаются с готикой (архитектура собора) и барокко (украшение капелл). А настенная роспись 15-16 веков нестандартно (для собора) изображает труд горняков и чеканщиков.

К Святой Барбаре ведет дорога-терраса, по оформлению очень напоминающая Карлов мост в Праге. Погуляли по городу, есть там и еще более древний собор - Святого Якоба, но он открыт для туристов только в дни богослужений. Мрачноватый, с высоченной колокольней, уставленной, как палец, в небо. Много узких кривых улочек: город в "серебряную лихорадку" застраивался хаотично, что традиционно для таких мест. Много домов с интересными фасадами. Мы остались очень довольны поездкой и последним поездом поехали в Прагу, где отлично посидели в кафе "У Пушкина". Правда, копия с портрета Александра Сергеевича кисти Тропинина оставляет там желать лучшего...

Рано утром отправились в Мельник. Не обошлось без приключений: о переводе часов мы начисто забыли. Автобус в 8.00. Приезжаем - никакого автобуса, никаких пассажиров... Потом все выяснилось, мы посмеялись и пошли искать, где бы позавтракать...

Считается, что еще Карл IV привез в Мельник виноградную лозу из Бургундии, и с тех пор - это центр виноделия Чехии. Город стоит на крутом берегу у слияния Влтавы и Эльбы (Лабы, как называют ее в Польше и Чехии). Хорош там собор Святых Петра и Павла (шла служба с органом, акустика отличная, голоса хорошие, особенно у солиста, мы послушали до проповеди и пошли дальше).

Побывали в местном музее виноделия, ходили в винные погреба 14-го века... А потом тут же в славной кофейне дегустировали местное вино. Кисловато. Это вам не Испания с морем солнца... В Чехии надо пить все-таки пиво! Зато "капучино" был отличный. Побродили по городу и к обеду опять вернулись в Прагу, и опять в пивную "У Бегемота". Хозяин нас узнал и полюбопытствовал, где же наш сын?.. А сын в это время решал дома задание ЗФТШ (это мы так думали).

На этот раз без особой спешки добрались до автобуса на Теплиц. Этот самый Теплиц у вокзала впечатления на нас не произвел: обшарпаный и грязноватый. До автобуса на Дрезден оставалось почти два часа, мы были сыты и даже слишком, поэтому пошли гулять по улицам и догуляли до совершенно замечательного района с прелестным сквером. Поодаль были интересные дома начала века, средневековый собор урсулинок Святой Альжбеты (несколько запущенный) и самое красивое здание города, я не поверила, что это бани. Банный дворец, скорее. Взяли прайс-лист: действительно бани... Чего только не бывает...

В Прагу можно ездить хоть каждые выходные - не надоест. Но навалились заботы, праздники и зима. Энтузиазм поутих. Но не совсем! К тому же 20 февраля 2002 года заканчивался срок действия чешской визы… Однако у мужа было работы без продыху, и я решила, что новой поездки по этой визе уже не бывать. Но Володя в ударном темпе закончил все, что горело, взял два дня отпуска, и мы в четверг после обеда решили ехать на пятницу и субботу в Прагу.

С погодой повезло: было холодновато, но солнечно. Город неотразим в любое время года.

Недавно мы купили цифровой фотоаппарат, в Праге он пришелся как нельзя кстати: мы фотографировали и днем, и ночью.

Были у концертного зала "Рудольфинум", и в квартале чешского модерна: особенно хороши там французский ресторан и гостиница "Париж". В феврале темнеет рано, и все здания на Староместской площади с подсветкой выглядели очень необычно и красиво. И собор Святого Вита подсвеченным я видела впервые. Великолепное зрелище!

Обедали с пивом в своей любимой пивной, а потом после холодного пива отогревались горячим глинтвейном у "Пушкина" (оказывается, один из владельцев кафе и ресторана рядом - прямой потомок поэта, отсюда и название. Как известно, Пушкин за границей никогда не был).

Ночевали, как всегда, в "Высочанском пивоваре".

Следующий день (вернее полдня, так как автобус на Теплиц отправляется все так же в 14.30) прошел спокойно, но интересно. Мы комфортабельно (на лифте) поднялись на смотровую площадку Ратуши вдоволь нафотографировались, поскольку с любой ее точки открывается очень живописный вид на Старую Прагу. Потом (наконец-то!) дошли до очень красивой церкви "Марии на Тыне", зажатой со всех сторон другими постройками, но с очень живописными башнями, которые царят над Староместской площадью. К сожалению, церковь находится на реставрации, и попасть внутрь можно только во время богослужений. К назначенному часу мы пришли, но только постояли под орган недалеко от входа: мешать службе своим любопытством было неловко.

Потом опять гуляли по Карлову мосту, не пропустили и памятник Яну Непомуцкому, да и ритуалом (с собакой и королевой на барельефах) не пренебрегли.

А затем пошли слушать колокола Лореты. В прошлый раз мы были здесь вечером, и музей с сокровищницей были закрыты. На этот раз нам все удалось посмотреть.

От Лореты поднялись к Страхову монастырю (срезали путь к нему по совсем уж невероятно узкому проходу со ступенями). У стен монастыря еще одна отличная смотровая площадка. В ясный солнечный день туристов, естественно, было много. Монастырь знаменит богатейшей библиотекой, но мы попали в перерыв и ждать до 13 часов не могли. Погуляли в монастырском дворе и подивились на исполинские плющи (наверно, они - ровесники монастыря, заложенного в 1140 году, правда в 1258 году здесь был сильный пожар, значит, могут быть несколько моложе…). В одном месте безлистные лианы плюща выглядели как гигантская гравюра на белой стене…

Наше время истекало… Не торопясь, двинулись в обратный путь. Поездка получилась несуетной, этакое "избранное". Но все равно многое еще осталось, что неплохо бы посмотреть. И я очень надеюсь вернуться сюда снова. И еще не раз.

Этот город как-то сразу стал близким, может потому, что чехи - славяне, хотя и западные… Я не знаю в чем тут дело, но я очень люблю этот город. И всегда буду тосковать по нему…

24 ноября 2008 года.
"Прага пленяет навсегда..." - так называется моя статья, опубликованная в мартовско-майском номере журнала "Антикватория" (Nо 1(26) за 2008 год). Статья частично основана на материалах этой страницы сайта. Прага - чудесный город, и я признательна главному редактору журнала Полине Ухановой за предложение написать о нем. Магия Праги и воспоминания о наших поездках в Чехию вновь ожили в памяти.