Римские каникулы
"Так свезло мне, так свезло… неописуемо…"
(М.А.Булгаков "Собачье сердце")
Микрословарик:
Виа - улица.
Пьяцца - площадь.
Палаццо - дворец.
Станца - комната.
Термы - бани.
Замечательная идея "А не прихватить ли с собой Светлану в Рим…" пришла моему мужу в голову в "Высочанском пивоваре" в Праге, где мы остановились на одну ночь между Кутной Горой и Мельником (в Риме у Володи была конференция). Я в Вечный город готова была ехать на любых условиях, однако путешествие было весьма комфортабельным: полет "Люфтганзой" и проживание в трех звездах. Но обо всем по порядку.
Уезжали рано утром в субботу 8 декабря. По прогнозу в Риме было +13, и мы прихватили с собой ветровки. Володя фыркнул на меховой воротник моей куртки и, как потом оказалось, совершенно зря: поскольку дамы в Риме предпочитают шикарные меховые шубки даже при +15-ти. Так что если вам доведется зимой побывать в Риме, без мехов не обойтись. К сему полагаются туфли на высоком каблуке…
Как
у нас обычно бывает, неожиданностей должно быть три. Сначала в Дрездене мы опоздали
на поезд до аэропорта, поверив указанному номеру пути в расписании (несколько
испортились в Германии с ее порядком и утратили бдительность). Благо в запасе
был еще один поезд, так что к самолету мы успели. Дальше все шло гладко, даже
облака поредели над Альпами, и панорама горного массива под крылом открылась
потрясающая. Сели в международном аэропорту "Леонардо да Винчи" (вот это название!)
и чемодан получили на колесах, но без одной ножки, отчего он стал валиться на
бок. Аэропорт прилично за городом, поэтому следовало ехать сначала электричкой,
потом до отеля автобусом. Согласно инструкции, вышли на нужной остановке и долго
плутали в поисках отеля, хотя указатели "Hotel LAURENCIA" попадались на каждом
шагу. Трое полицейских, посовещавшись и поспорив, отправили нас в три разные
стороны… Была суббота, и главный ориентир - виа Тибуртина - была закрыта для
транспорта и представляла собой огромный рождественский базар. В конце концов,
мы добрались до отеля, вокруг него тоже кипела ярмарка, и валялось много мусора…
Мы приуныли, но три звезды оправдали себя: внутри было чисто и красиво, завтрак
хороший, номер тоже, но в нем холод собачий (отопление там воздушное и включается
после 6-ти вечера, но минут через тридцать уже комфортно).
Плутая, мы шли вдоль древнеримской крепостной стены (как выяснилось потом, III века н.э.). Многие ее фрагменты хорошо сохранились, а была она, между прочим, около 18 километров. Название виа Тибуртина происходит от древнеримских ворот Тибуртина, где улица берет свое начало.
Получив
свою порцию неожиданностей, мы решили перевести дух. Переводили часа два и отправились
в центр города. Зимой темнеет рано, поэтому к крепости Сант Анджело мы пришли
уже в сумерках. Сначала (во II веке н.э.) это был мавзолей, потом тюрьма (с
VI века до 1901 г.), где сидели великий Чилини и знаменитый граф Калиостро.
И при такой тематике на башне с 16 века установлена великолепная статуя Архангела
Михаила, вкладывающего меч в ножны. Сейчас здесь музей. Нам очень повезло: мы
попали на выставку истории струнных музыкальных инструментов и видели более
десятка редчайших скрипок и виолончелей работы Страдивари и других старых мастеров.
Выставка была открыта предпоследний день.
От Сант Анджело до собора Святого Петра рукой подать. Решили посмотреть его в ночном варианте и разузнать режим работы музеев Ватикана. Собор красоты необыкновенной. Не так давно отреставрированный фасад сияет белизной, плюс грамотное освещение - зрелище фантастическое. И площадь очень эффектна: несмотря на огромные размеры, будто обнимает и защищает тебя двумя крыльями колоннады. Великий Бернини, создавший площадь, знал свое дело.
К входу в музеи Ватикана шли вдоль мощного бастиона Микеланджело (он его проектировал). Оказалось, что в выходные дни музеи закрыты, а в будни работают с 8.45 до 12.30. Скорректировали программу на воскресенье и пошли ужинать в симпатичный ресторан "У бастиона" напротив. Оформлен ресторанчик был на четыре, зато кухня и обслуживание - на пять. Вкусный овощной суп и ароматное мясо в винном соусе с грибами дополнили бутылочкой итальянского красного вина.
Потом долго ждали автобус (расписание здесь отсутствует начисто, а если где и случается - не соответствует действительности). К особенности здешнего транспорта следует отнести автобусные билеты трех форматов, которые не всегда можно закомпостировать в виду неисправности автоматов. Я однажды больше часа каталась по всему Риму зайцем не по своей вине. К счастью, меня никто не застукал. В номере было тепло.
В
Риме обязательно стоит сходить в музей Боргезе. Что мы и сделали в воскресенье
(9.12.01). Поскольку в свое время вилла, где находится музей, не была предназначена
для приема такого количества посетителей, в час пускают не более 90 человек.
Оставались билеты на 13 и 15 часов. Дело было утром, и мы решили резервировать
билеты на 15, а до этого гулять по городу. Вилла расположена в прекрасном парке,
мы погуляли сначала в нем, а потом пошли на площадь Испании, где находится самая
знаменитая лестница Рима - Испанские ступени.
Сначала
мы зашли в церковь Тринита дель Монти, от которой все начинается. Шла служба,
мощно играл орган… Мы послушали, но недолго. Народу на ступенях полно. Мы посмотрели
сверху на текущую толпу, греющуюся на солнышке молодежь и влились в поток лениво
спускающихся по ступеням. Внизу нас ждал прелестный фонтан "Лодка".
Ступени вывели на одну из исторических улиц Рима - виа дель Бабуино
(на ней расположен специализированный магазин, где мы купили хороший
путеводитель на русском языке с картой города). Этой виа дошли до
просторной пьяцца дель Пополо (площади Народа), в центре которой
фонтан с египетским обелиском (как потом мне казалось, на каждой
площади в Риме стоит египетский обелиск, древние римляне изрядно
"пошерстили" Египет на предмет его древностей). Над площадью
расположена смотровая площадка, как же было не обозреть…
Но, поднимаясь к ней, мы отклонились от курса, увидев плакат
выставки: "100 сценок Рождества" (26-я, однако. Значит традиция, а я
очень уважаю традиции…). Сценки сделаны любителями и профессионалами,
взрослыми и детьми, материал любой: глина, ложки-вилки, бумага, картон,
воск, ткань и еще Бог знает что. Остались очень довольны: мы были в
католической стране во второй Адвент перед Рождеством, а что может
быть характернее рождественской темы в такое время. К тому же восхищал
полет фантазии и выдумка участников, и любовь, с которой все было
сделано.
Панорама Рима в солнечный воскресный день - зрелище очень приятное глазу… Но время шло - надо было приближаться к музею Боргезе. Приближались по другой исторической улице - виа дель Корсо с шикарными магазинами , где я застряла перед витриной с вечерними платьями… Сделали крюк, чтобы снова пройти по Испанским ступеням, потом заглянули в палаццо Медичи, и как раз поспели вовремя.
Вилла
была специально выстроена для коллекции живописи и скульптуры семьей Боргезе.
Удивительно красивы мозаичные полы, роспись стен и потолков, барельефы. Вкус,
с которым все исполнено и сама коллекция, делают честь семейству. В собрании
скульптуры есть греческий оригинал (Пелопонес, 470 год н.э.), несколько работ
Бернини (его "Аполлон и Дафна" являлись эмблемой конференции, в которой участвовал
Володя), "Венера" Кановы. Живописное собрание тоже впечатляет: Ботичелли, Перуджино,
Рафаэль, Да Мессина, Лукас Кранах, Тициан… Музей небольшой, но очень гармоничный.
Потом гуляли вокруг виллы, посмотрели сады, где в кадках растут (в декабре на
улице!) мандарины, апельсины и лимоны разных сортов.
Чтобы не плутать завтра Володе в поисках места проведения конференции, поехали регистрироваться. Место регистрации - пьяцца Альдо Моро, 2. Пьяцца мы нашли, номер 2 - нет. И спросить некого: вечер воскресенья, площадь как вымерла… Методично обходили здания без номеров и нашли! Без номера 2 за воротами скрывался целый университетский комплекс. В корпусе физики очень понравилась экспозиция старых физических приборов в солидных деревянных шкафах. Все это было рядом с нашим отелем, и мы пошли отдыхать, переваривать впечатления и готовиться: Володя - к докладу, я - к следующему дню.
В понедельник (10.12.01) я осваивала Рим сама и трудилась, не покладая ног. Доехала до известной площади Венеции, которую замыкает величественный монумент Виктору Эммануилу - объединителю Италии. В нем же находится могила Неизвестного солдата с вечным огнем, караулом и замечательной решеткой. Если стоять лицом к монументу, справа - холм Капитолий, позади монумента - Римский Форум (Форо Романо), дальше - Палатин, где селились патриции, слева - колонна Траяна.
На
Капитолий вела лестница Микеланджело (великие имена здесь на каждом шагу), там
же площадь его работы, в центре которой конная статуя Марка Аврелия.
Римский
Форум мощен здоровенными древними каменюками, так что я порадовалась плоской
подошве своих башмаков. Над Форумом возвышается здание Табулярия - архива. Древние
римляне умели правильно хранить документы и понимали их ценность, поэтому-то
их столько и дошло до наших дней (документов, конечно, а не древних римлян).
Публики было немного (в основном японцы), солнце сияло, броди - сколько хочешь.
В голове не укладывалось, что этим руинам две тысячи лет, так искусна работа
и сложны постройки. Фотографировать можно в любом месте, столь эффектно все
выглядит.
С
Форума можно выйти на Палатин (боковой вход) или к Колизею, к которому притягивает,
как магнитом. Меня и притянуло. Сначала я его обошла по периметру, потом купила
билет и исходила все доступные места. Сооружение фантастическое и отлично сохранилось,
если учесть дату постройки - 80 год н.э. Рядом с Колизеем арка Константина -
одна из самых больших, когда-либо построенных в Риме. Правда, скульптуры и барельефы
для нее тогда ободрали с других памятников.
От арки Константина по виа Сант Грегорио дошла до центрального входа на Палатин (в отличие от Форо Романо вход платный). Холм усажен пиниями (италийскими соснами), которые изящно обрамляют развалины дворцов Августа, Флавиев, Септимия Севера. Есть там и остатки стадиона, у которых я понежилась на солнышке на скамье (не забудьте солнцезащитные очки! Я забыла…).
Уже немного притомившись, решила все же завершить с развалинами, и отправилась к термам Каракаллы. Но, к сожалению, в понедельник они открыты для посещения только до 13 часов (в остальные дни до 15 час.), было как раз 13… Ограждение там сетчатое, и я пошла по периметру и все, кроме остатков мозаик на полу, посмотрела. Вот это, я вам скажу, были бани! Циклопические… Там слонов купать можно было или пол Рима разом (а население во II веке н.э. в Риме было около миллиона человек! Удивительно, что тогда не было эпидемий. Думаю, что система акведуков, снабжавших город водой, и грандиозные бани тому причиной. В 537 году готы разрушили акведуки, а в 590г. в Риме разразилась эпидемия чумы).
Покончив с развалинами, решила приняться за церкви и по виа Амба Арадам (как
звучит!) дошла до изумительной базилики Сант Джованни ин Латерано, воздвигнутой
еще при Константине (том, которому арка). Она пережила пожары, землетрясение,
набеги и грабежи, много раз перестраивалась и реставрировалась, но сейчас выглядит
замечательно. Не знаешь, куда смотреть, все дивной работы: мозаичный пол, золоченый
потолок, вдоль центрального нефа прекрасные статуи Пророков, Святых и Апостолов.
В папском алтаре находится грубая деревянная доска, якобы служившая для обрядов
Святому Петру. Таких роскошных церквей я еще не видела…
От
этой базилики по виа Мерулана пошла к Санта Мария Маджоре. Существует легенда,
что перед закладкой этой церкви летом 352 года неожиданно выпал снег, и папа
начертил на снегу круг по периметру будущей церкви. Сейчас базилику потихоньку
реставрируют, но средств явно не хватает, о чем повествует щит, рассказывающий
о реставрационных работах. Покровителями этой церкви когда-то были короли Испании,
и богатый декор потолка выполнен из ацтекского золота, подаренного ими. Церкви,
посвященные Деве Марии, здесь украшают белыми лилиями, и, несмотря на громадный
размер Санта Мария Маджоре, их аромат ощущался везде. Потом я стояла перед церковью:
косые лучи заходящего солнца едва освещали мозаику XIII века с еще старой базилики
(теперь мозаика расположена в лоджии на фасаде современной).
Темнело.
Пора было пускаться в обратный путь. Я пошла опять к Виктору Эммануилу, от которого
знала дорогу к отелю, как бы замыкая громадный круг моего маршрута по городу.
Путь лежал мимо форумов Траяна и Августа (развалины не оставили меня!) и колонны
Траяна с изумительным непрерывным барельефом по спирали (начинается ее реставрация).
На подступах к пьяцца Венеция встретились две одинаковые, как близнецы, барочные
церкви. По аромату (а потом и атрибутике) я поняла, что посвящены они Деве Марии.
Во второй привлекла внимание сцена Рождества, полностью выпеченная из хлеба.
Невероятно! Одна интеллигентная бабушка мне что-то объясняла по-итальянски,
а потом удержала, когда я собралась уходить: будет музыка. И действительно,
почти час рождественские песни и Аве Мария пела молодая певица с красивым мягким
контральто. О таком божественном отдыхе можно было только мечтать. А потом я
часа полтора ездила зайцем (компостер не работал) по вечернему Риму, так как
села в автобус не в том направлении, а вылезать не хотелось.
В половине восьмого вечера я, наконец-то, была в гостинице, где мы распили бутылочку испанского вина, привезенного с собой для особого случая, с Володиным коллегой Игорем Мазиным. Замечательный день. Конечно, я - восторженный турист, но как же не восхищаться этим городом и его историей!
О Риме невозможно писать коротко, о Ватикане тоже. Во вторник (11.12.01), уже вдвоем, мы отправились в его музеи. Шесть лет назад Володя уже был здесь, но быть снова в Риме и отказать себе в удовольствии увидеть Сикстинскую капеллу (и не только ее!) невозможно. К тому же CD-экскурсовод оказался только на итальянском, французском, английском и японском, так что моим гидом был муж.
Сначала
мы оказались во Дворе Пинии, получившем свое название по установленной здесь
огромной шишке, несколько похожей на ананас (я еще подумала, а он-то тут при
чем?). Шишка от античного бронзового фонтана, обнаруженного при раскопках, а
в центре двора современная скульптура - золотой аллегорический шар в разрывах
(наверно, напоминание нам о том, что мы можем сотворить с прекрасной планетой…).
Потом
прошли в Октогональный дворик, где на каждом шагу шедевр. Наверное, в Ватикане
самое лучшее собрание скульптуры. Папы были умными людьми: они приобретали вечные
ценности, которым и цены-то нет. Например, в 1503 году при раскопках была обнаружена
скульптурная группа "Лаокоон" - древнеримская копия I века н.э. с древнегреческого
оригинала II века до н.э., ее сразу приобрел папа Юлий II. И древнеримские мозаики
сохранились во многом, благодаря папам, сейчас они встроены в мозаичные полы
музея (конечно, они огорожены).
Хороши галереи карт и гобеленов (гобелены выполнены по рисункам Рафаэля и его учеников, есть там копия фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря").
Потом наступила очередь фресок. Сначала были станцы, расписанные Рафаэлем, где больше всего очаровала самая известная его фреска - "Афинская школа". Потом - Сикстинская капелла. Это особый рассказ. Вот где понимаешь, почему Микеланджело назван "титаном Возрождения". В капелле он расписал потолок (800 кв.м!) и алтарную стену. Интервал между ними - 25 лет. Но как изменилось мироощущение художника! Светлый и покойный Ветхий Завет потолка и бурный и драматичный "Страшный суд". Фреска вызвала в свое время скандал: ангелы без крыльев, черти не совсем как бы и черти (но рожи противные). Фреску поправляли, записывали… В девяностых годах теперь уже прошлого века началась реставрация, а в 1994г. капеллу снова открыли и сейчас краски просто сияют. Смотреть можно до головокружения. Экскурсии в капелле не проводят, каждый внимает сам… Я проходила через решетку, разделяющую зал (мирян и клир) и услыхала русскую речь:
- А где же "Сикстинская мадонна"?
- В Дрездене, девочки,- встряла я.
- Да? А "Тайная вечеря" Леонардо?
- Кажется, во Флоренции, точно не знаю, но не здесь, здесь только гобелен.
- Спасибо. (Девочки оказались вежливыми).
Мы хотели еще посмотреть музей этрусков - доримских италийских племен, но он был закрыт.
В Пинакотеке (художественное собрание) светской живописи нет, но на божественные
сюжеты писали все старые мастера. Есть там незаконченный "Святой Иероним" Леонардо
да Винчи и триптих Рафаэля с его последней картиной "Преображение" (фреска в
соборе Св. Петра). Последнее, что он написал в своей жизни - лик Христа на этом
полотне.
Из
музеев пришли на площадь Святого Петра перед собором. Это место по фотографиям
и телепередачам не знает только ленивый. Залитый солнцем собор был великолепен.
Здесь мы расстались: Володе надо было на конференцию, а я пошла в собор. Потрясающий
и огромный. Описать его невозможно, надо видеть. Первая капелла справа - "Пьета"
("Оплакивание") молодого Микеланджело (ему тогда было 24 года). Она за толстым
стеклом (слишком много вандалов, похоже, развелось), но все равно прекрасна
и печальна. У монументальной статуи благословляющего Святого Петра поцелуями
паломников стерты ступни… Много реликвий собрано в соборе (главная - могила
Апостола), много великих мастеров украшало его: Микеланджело, Бернини, Канова…
Да, Святой Петр - это Святой Петр!
Дальше
мой путь лежал к Пантеону, построенному во II веке н.э., лучше всех сохранившемуся
и почти не перестраивавшемуся. Удивительно гармоничное сооружение. Больше всего
поражает огромный сферический купол (43 метра в диаметре!). Как в то время могли
построить такую сложную и совершенную конструкцию?!
От Пантеона указатель "Фонтан Треви" определил следующую цель. Фонтан очень хорош, но площадь перед ним маловата. Монетки, чтобы исполнить известный ритуал, увы, не оказалось…
Надо было возвращаться в отель, чтобы "почистить перья" перед конференционным банкетом и органным концертом. Место для концерта было выбрано в церкви где-то позади виа Виктора Эммануила. Вот когда мы поплутали по улочкам Рима! Прямых углов здесь почти нет, улицы неожиданно расходятся лучами… Когда мы почти заблудились, нас чудом вынесло на пьяцца Навона и, ухватившись за этот ориентир, мы с грехом пополам добрались до нужной церкви, ожидая, что концерт вот-вот закончится. Но, как часто бывает, нам повезло, и мы прослушали более половины: похоже, не одни мы плутали в Риме тем вечером, и начало концерта несколько задержалось. Орган был скромный (мы невольно вспомнили орган церкви Тринита дель Монти у Испанских ступеней), но все равно хорошо. Обед был еще скромнее (хорошо, что мы сходили в "У бастиона"…). Зато компания подобралась отличная: Олег и Лариса Долговы (вообще-то из Троицка, а сейчас из Штутгарта, но знакомы мы еще не были) и уже знакомый мне Игорь Мазин из Штатов - кладезь баек и анекдотов. Это искупило все. В гостиницу добрались в половине первого, а завтра, то есть уже сегодня, отъезд и надо укладываться. Папочка мирно уснул поперек кровати с искренним желанием начать сборы… Не так велики были пожитки, к двум часам ночи я управилась.
Утром случилась дискуссия: покинуть номер уже сейчас или вернуться сюда к 12-ти часам (время, по которое уплачено)? Решили не связывать себя и выгрузились с утра. Багаж оставили в отеле, а сами пошли бродить по городу (среда, 12.12.01). Володя в свой прошлый приезд не был в Пантеоне, и я с гордостью сводила его туда, потом мы снова нашли площадь Навона с отличными фонтанами (фонтан "Четырех рек" работы Бернини). Сейчас на площади рождественская ярмарка, и она несколько загромождена, поэтому всей прелести этого места ощутить не удалось.
Потом Володя снова убежал на конференцию, а я пошла к палаццо Боргезе (не путать с виллой Боргезе), известному своим внутренним двориком. Но там сейчас какое-то учреждение, и побродить внутри не дали, только заглянуть. Изящный дворик представляет разительный контраст с мрачноватым тяжелым фасадом (на тюрьму похоже). Совсем рядом по карте был мавзолей Августа, я дошла и до него, но ничего особенного не увидела: все заросло зеленью.
Тут
я, наконец, решила найти "Рот Правды" (или "Уста Истины"). Времени было в обрез,
наверное, поэтому я поняла даже объяснения, как добраться к церкви Санта Мария
ин Космедин, где этот самый "Рот" и находится (от пьяцца Сант Сильвестре автобусом
N 160). Опять были древнеримские развалины (театр Марцелла, храм Весты) и дальше
- церковь. "Рот" был на месте (на самом деле это затвор древнеримского водовода).
Руку туда совать не стала, не доверяя не себе, а несколько беспечным итальянцам:
вдруг за здорово живешь и в самом деле руку оттяпает… В церкви есть фрагмент
старинной мозаики XII века…
"Пора,
мой друг, пора…" Настало время прощаться с Вечным городом. Город необыкновенный,
римляне - очень приветливые люди: искренне стараются помочь найти нужное место,
даже если и не знают, где это находится… Я всегда как бы "примеряю" город, стараясь
представить, хотела бы я в нем жить всегда… В Рим я с удовольствием приеду еще,
но жить здесь, пожалуй, не смогла бы: он несколько давит своей древностью и
монументализмом, как-то не все соразмерно человеку. А может, я просто не успела
привыкнуть к векам за пять дней…
Прощай, Рим!
"Пришел, увидел, победил" - это и о тебе, Вечный город.
Надеюсь, еще увидимся…
|