"Gloriosa", а точнее "Maria Gloriosa" ("Слава
Марии") - одно из самых совершенных достижений европейского колокололитейного
искусства. Это один из немногих сохранившихся средневековых колоколов Европы,
который до сих пор звонит в соборе Марии в
Эрфурте (Германия). Отлил "Глориозу"
в 1497 году нидерландский мастер Герхардус Воу де Кампис (Gerhardus Wou de Campis).
Колокол имеет солидные размеры: 254 см в высоту и 257 см в диаметре
и весит 11450 кг. Продолжительное время он был одним из самых тяжелых колоколов
не только в Германии, но и во всей Западной Европе.
(Фотография из книги "Glocken in Geschichte und Gegenwart", Band 2 -
"Колокола в истории и современности", том 2,
под ред. Курта Крамера.)
Колокол
посвящен Деве Марии и имеет строгий благородный декор. По верху тулова идет пяти-полосный
фриз: вверху - полоса королевских лилий, в центре - красивая готическая надпись,
которую с обеих сторон обрамляют две полосы цветочных розеток, а завершает фриз
изящный орнамент из виноградных листьев. Главный акцент художественного оформления
- два идентичных рельефа Богоматери с младенцем Христом по обеим сторонам на теле
колокола. (Слева - иллюстрация из альбома
Margarete Schilling „Glocken. Gestalt, Klang und Zier" с
фрагментом декоративного фриза колокола.
На фото справа - копия декора колокола с изображением Мадонны с младенцем
из Музея колоколов
в Апольде.)
Но главное достоинство "Глориозы" - удивительно красивый голос.
Сохранились воспоминания викария церкви Святого Северина
Конрада Штолле (Konrad Stolle) о первом пробном звоне колокола.
Викарий Штолле не мог поверить, что этот "чистый низкий,
исполненный мощи голос", был исторгнут металлом…
Во время отливки "Глориозы" к собору пристраивали готическую
алтарную часть (отливали колокол здесь же, на Соборной горе,
между собором Марии и церковью Святого Северина -
St. Severikirche), и из-за строительных работ колокол
подняли в среднюю башню собора только через два года. Первый
раз на своем постоянном месте "Глориоза" прозвонила в начале
июня 1499 года. Для звона потребовались усилия восьми звонарей
(по западной традиции в Германии раскачивают весь колокол).
Колокол звонил не только на церковных службах, но и во время
чумы и сильного ненастья, оповещал начало войн и заключение
мира, голос его также звучал по особым государственным
праздникам. И голос этот был столь благозвучен, что
"Глориозу" стали называть "Королевой всех колоколов"
("Königin aller Glocken"). Говорят, что раньше колокол
был слышен в Готе и Веймаре (это города в 20-25 км от
Эрфурта). Он благополучно пережил большой пожар в Эрфурте в
1717 году и две мировые войны. В 1923 году "Глориоза" получила
электропривод к механизму качания.
487 лет колокол исправно звонил. В рождественскую ночь с 24 на
25-е декабря 1984 года служитель собора Франц Функе (Franz
Funke), к тому времени 36 лет отдавший "Глориозе", как обычно,
поднялся на башню, чтобы включить электропривод колокола (это
можно сделать только внутри помещения, где он находится).
Господин Функе говорит, что нутром чует, как звонит "Старая
Дама" (так он, любя, зовет "Глориозу"). Колокол отзвонил, а в
0.30 ночи служитель покинул башню с ощущением тревоги:
что-то в голосе "Глориозы" было не так. Три дня спустя со
строительным мастером собора Эрвином Гранзе (Erwin Granse) он
вновь поднялся в башню, чтобы детально осмотреть колокол.
Чутье не подвело старого служителя: У "Глориозы" появилась
нитевидная трещина длиной 60 сантиметров…
Колокол еще раз отзвонил в ночь на новый 1985 год и умолк.
Встал вопрос: что делать? Как вспоминают все, кто так или
иначе был связан с колоколом и собором, "было чувство, что
кто-то тяжко заболел в семье…"
Как полагают специалисты, причин возникновения трещины было,
по меньшей мере, три. В 1899 году колокол развернули на 90
градусов, посчитав, что пора изменить место удара языка.
Затем в 1927 году "Глориозе" заменили язык. По-видимому, новый
900-килограммовый язык был для нее несколько тяжел. И третье:
возможно, был установлен слишком мощный механизм качания, не
согласованный с весом колокола.
Ремонт "Глориозы" был поручен литейному мастеру Хансу
Лахенмейеру (Hans Lachenmeyer). Работы по завариванию трещины
проводились на месте. Сначала надо было снять колокол,
разобрать и вынести все деревянные конструкции во избежание
пожара. Кроме этого в башню пришлось поднять массу материалов
и приспособлений, необходимых для ремонта, что при отсутствии
подъемных механизмов было не простым делом (для установки
механизмов пришлось бы разобрать часть кровли собора).
Подготовительные работы заняли довольно много времени. Колокол
реставрировали по оригинальной технологии. В начале трещина
была расширена по всей длине до 6 см. Мастеру нужна была
большая отвага для такого решения! Был проведен тщательный
элементный анализ состава бронзы колокола, чтобы подобрать
состав для реставрации. Затем колокол разогрели до 416-475
градусов Цельсия и залили трещину расплавленной бронзой
(нагрев был необходим для образования гомогенной связи между
материалом колокола и новой жидкой бронзой). Нагрев длился
непрерывно 26 часов. К счастью, операция по реставрации
"Глориозы" прошла успешно. Акустический анализ, проведенный
после сварки, показал, что звуковые характеристики колокола
практически не изменились. Впоследствии эта же технология
была применена в 1989 году в Мюнстере (Фрайбург, Германия)
при реставрации "Осанны"
("Hosanna"), колокола отливки 1258 года.
Первый
раз после ремонта "Глориоза" прозвонила в честь праздника Девы Марии 8 декабря
1985 года. Тысячи людей собрались, чтобы вновь услышать ее голос. Огромная площадь
перед Соборной горой, все близлежащие улицы, улочки и дворы были заполнены людьми.
"Глориоза" не подвела: голос ее был также хорош, как и прежде. Это же подтверждается
и специалистами.
15 раз в году служитель преодолевает 175 ступеней
средней башни собора Марии, и "Глориоза" звонит (теперь по
большим церковным праздникам и особым случаям).
С 3 по 7 июля 1997 года в Эрфурте проходили "Европейские
колокольные дни" с насыщенной научной и культурной программой.
Такой колокольный праздник проводятся раз в 7 лет, и в том
году он был приурочен к празднованию 500-летия "Глориозы".
Kurt Kramer und Hans Lachenmeyer "Restaurierung von Glocken
durch Schweißung" („Glocken in Geschichte und Gegenwart",
Band 2, St. 383-397)
(Курт Крамер и Ханс Лахенмейер "Реставрация колоколов сваркой"
из сборника "Колокола в истории и современности", том 2,
стр. 383-397).
Margarete Schilling "Glocken. Gestalt, Klang und Zier"
(Маргарет Шиллинг "Колокола. Вид, звук и украшение").