Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Амстердам

В поездку мы оправились от саксонского турагенства "Дрезден Идеалтур". Компанию нам составили пожилые супружеские пары (не знаю, где как, а в Германии апрель-май - сезон пожилых людей). Почти всю дорогу мы с мужем читали распечатки о Голландии и Амстердаме, так что к приезду в тихий провинциальный Берген (где находился наш отель) теоретически были подкованы.

Берген. 22.04.2004.
После сытного ужина отправились осматривать окрестности и знакомиться с местными нравами. Место чудесное: неширокие улицы, ухоженные дома несерьезного размера с большими чисто вымытыми окнами… без занавесок. Все замечательно видно: люди смотрят телевизор, читают, беседуют… Дома просматриваются насквозь, как аквариумы: на противоположной стене дома - тоже не занавешенное окно… Чувствуешь себя "подглядывающим" чужую жизнь. А куда деться? Большие окна начинаются на уровне твоей талии, легкие сумерки - в комнатах горят лампы… Ощущение покоя и некой отрешенности от мирской суеты. А завтра - Амстердам.

Амстердам. 23-24.04.2004.
Большего контраста, чем тихий спокойный Берген и несколько сумасшедший Амстердам, трудно вообразить. Мы прибыли в город в 9 утра, жизнь уже "била ключом"… Амстердам - город старый (ему более 700 лет) и, к счастью, не слишком разрушенный последними войнами, поэтому здесь многое сохранилось от прежних веков, непременная принадлежность которых - узкие улочки. Зато весь город изрезан каналами. Поэтому туристов благоразумно спустили на воду: экскурсионные катера здесь имеются в изрядном количестве, прибавьте к этой флотилии частные разнокалиберные лодки и катера - и вы получите представление о местном судоходстве.

Нас пригласили на борт - и представление началось. Медленно проплывали дома и мосты, баржи и катера, ставшие домами на воде. Складывалось ощущение декорации (иногда покосившейся...), которое несколько нарушали пришпиленные к ограждениям мостов современные велосипеды… Это удовольствие длилось около часа. Затем группе отводилось 2 часа свободного времени, после чего отъезд в Мадуродам - парк "Голландия в миниатюре".

Небольшое отступление: эту поездку мы выбрали потому, что в ее плане значились одновременно Амстердам и Делфт (махнули при этом рукой даже на полупансион, который нам был совершенно не нужен, но от которого никак нельзя было отказаться). Программа включала еще таинственное Блюменкорсо, о котором толком ничего не было известно. И вот по дороге в Берген мы узнаем, что Делфт заменен на это "корсо"… Опечалились, потом полезли в карту. Оказалось, что Делфт и Мадуродам находятся в одной стороне, и мы предложили заменить Мадуродам на Делфт (лучше увидеть настоящий средневековый Делфт, а не игрушечный, мы все-таки не дети). Мнения в группе разделились, большинство предпочитало Делфт, но… немцы очень послушны, и поднять "бунт на корабле" нам не удалось (да мы особенно и не пытались). Отпустили "наших" немцев в Мадуродам, а сами остались в Амстердаме на весь день. (Второй день часов с пяти вечера мы тоже провели здесь.)

Спокойно наметили то, что хотим увидеть, узнали на вокзале, как нам добраться обратно в Берген, и отправились в "свободное плавание". Вначале это была торная туристская тропа: по широкой улице Дамрак к площади Дам. По дороге поглазели на вывеску "Sexmuseum", но отвлекаться не стали, заглянули в какой-то закоулок и по нему выбрались на параллельную торговую улицу, известную еще в средневековье. Улица стала загибаться, и чтобы не сбиться с курса, мы вернулись на Дамрак.

Тут нас повлекло в противоположную сторону - к Старой церкви, которая славится убранством капелл и старыми витражами (здесь похоронена жена Рембрандта Саския). Церковь (на фото справа вверху) была закрыта по причине подготовки к Дню рождения королевы (который отмечают 30 апреля, хотя здравствующая королева родилась совсем в другой день). Удивительно, но квартал "красных фонарей" находится как раз вокруг этой очень старой (освящена в 1306 году) и мрачноватой готической церкви.

Напротив нее - один из многочисленных "кофешопов", который так и называется - "У Старой церкви". Ничего себе соседство… Какими-то экзотическими улочками, утыканными "Сексшопами", выбрались к Дам. (Для тех, кто не знает: "кофешопы" - это места продажи и потребления "легких" наркотиков - марихуаны, гашиша и т.п. Кстати, в Амстердаме есть и музей... марихуаны, вход  - 5 евро, этот экзотический музей на снимке справа.)

Дам - главная и самая просторная площадь Амстердама. (Дам - по-голландски дамба. Дамба и была на этом месте когда-то. Амстердам, как почти вся Голландия, лежит ниже уровня моря, напор которого сдерживают многочисленные дамбы.) В центре площади - памятник голландцам, погибшим во время последней войны и войны в Индокитае. Вокруг белого обелиска гужуется праздная разноцветная молодежь.


На площади много сувенирных магазинов, в одном из них я купила наперстки друзьям и два фарфоровых колокольчика себе в коллекцию: один большой с тюльпаном на ручке и мельницами по обеим сторонам прорезной юбки (он имеет сертификат, удостоверяющий, что роспись колокольчика сделана вручную, но клейма нет), второй - небольшой колокольчик "Amsterdam" с гербом города (имеет синее подглазурное клеймо в виде короны и надпись "Handpainted Delfts Bleu"). А еще здесь я примерила деревянные башмаки :). Этих башмаков всех размеров в любой сувенирной лавке - море.

Если выйти на Дам с улицы Дамрак, то по правую руку на площади находится Королевский дворец. По нашим меркам дворец довольно скромных размеров, но с карильоном (в 47 колоколов) и красивым портиком. Наверно, это единственный дворец в городе. Амстердам вообще город домов, а не дворцов и соборов. Город для людей. Быть может, это - одна из составляющих его очарования. Чуть за дворцом - Новая церковь, в одной из пристроек которой разместилось уютное кафе. Терпимость голландцев неотразима!

Но это вранье, что Амстердам весь пропитан запахом марихуаны и гашиша, такое не наблюдалось даже вечерами пятницы и субботы, когда мы бродили по самым разным местам. Расслабленная молодежь имела место, но ничего чрезвычайного нам в глаза не бросилось. Валялся один абориген у низенького ограждения канала рядом с двухколесным другом, попадались и "выдержанные в градусе" личности, но до наших им, пожалуй, было далеко…

Но не эта экзотика привлекала нас в Амстердаме. Как всегда, хотелось ощутить "дух" города, его неповторимость. А это только "ножками" вдоль каналов. Лицо города - невысокие и узкие, тесно прижатые друг к другу дома. Обычный фасад - в два-три окна.

Налог на недвижимость взимался здесь с ширины фасада дома, выходящего на канал или улицу, поэтому бережливые голландцы строили свои жилища узкими и длинными. Нам попался даже дом шириной в одно окно, но, как оказалось, не он был в Амстердаме самым узким. На следующий день мы разыскали дом шириной не более метра, и как ни странно, он до сих пор обитаем (см. два фото справа вверху; человек для масштаба). А самый высокий дом (не новодел, а из старых) всего в шесть этажей (в три окна по фасаду, второй слева внизу).

Итак, дома Амстердама. Через какое-то время начинаешь определять их возраст по высоким тимпанам, традиционно венчающим фасад. Самые ранние, начала XVI века, имеют простой и строгий треугольный тимпан, позже на нем появились уступы (они мне почему-то понравились больше всего). В XVII веке тимпан принял формы "шеи" и "колокола", которые весьма искусно украшали, XVIII-й изобилует всевозможными барельефами, колоннами и картушами (как, например, роскошный дом Бартолотти, вверху в центре, на самом деле он состоит из двух домов-близнецов). Пока не знаю, куда "пристроить" дома со "срезанным" тимпаном… Даже если бы мы не читали "Портрет кирпича" Вайля, все равно очаровались бы красотой кирпичной кладки старых голландских домов.

Однако я увлеклась. Часы, отпущенные на город, бежали стремительно… Мы отправились (мимо нарядного музея театра) к Западной церкви. В путеводителе сказано, что у нее самая высокая и самая красивая башня в Амстердаме, с которой открывается восхитительный вид на город, цитирую: "поднимаешься - и обмираешь". Только одна проблема: экскурсия с подъемом на башню для 5 (!) человек проводится лишь раз в полчаса. Вообразите, в городе бывает более 100 тысяч туристов ежедневно, а подняться в башню из них могут лишь человек 80! Так что это - большая удача. Мы не обольщались. Но нам повезло.

Обмирать я начала уже с середины лестницы. Нет, крутая винтовая лестница в 186 ступеней, поручнем которой служит свободно висящая толстая веревка, здесь ни причем. Хотя лестница - тоже острое ощущение… Оказалось, что в башне, кроме действующего карильона (в 50 колоколов), есть часть старого (уже не работающего) карильона XVII века работы Хемони: клавиатура и несколько колоколов, на которых легко читается: Hemoni. Три больших колокола висят здесь же. Самый большой из них (весом около 3,5 тонн) я даже отважилась покачать (на западе качают весь колокол со свободно подвешенным языком), к моему удивлению, это оказалось не трудно. До звона, правда, дело не дошло…

Милая девушка, сопровождавшая нас на башню, обратила внимание присутствующих на первый "автограф", выцарапанный еще в XVII веке на деревянной балке башни любителем "увековечиться". "Автограф" бережно сохраняется до сих пор :). А вид на город со смотровой площадки открывается действительно дивный. В любую сторону. (Башня высотой 85 метров да еще находится практически в самом центре города).

Пока мы ждали начало экскурсии, вход в неф церкви был закрыт: шла репетиция вечернего концерта. А когда спустились, репетиция уже закончилась, и церковь была открыта, да еще играл органист. Вошли… Орган и акустика в церкви отличные. Мы слушали - и никуда не хотелось идти… Считают, что в этой церкви похоронен Рембрандт. Памятный картуш (копия картуша с его картины "Ночной дозор") имеется на стене. Орган умолк. Мы купили в церкви CD с записью карильонного концерта Будивижна Зварта "Звуки Амстердама" (концерты Зварта на мобильном карильоне муж слушал в Дрездене в 2003 году) и решили двинуться дальше.

Но не тут-то было: церковь оказалась закрытой по причине неожиданной демонстрации, которую устроили у ее стен студенты. (Повод для демонстрации никакого отношения к церкви не имел). При этом студиозы умудрились вывесить какой-то здоровенный лозунг на башне (поднявшись на нее под видом туристов)…. Охрана вывела нас через боковой вход…

И мы отправились в Райксмузеум смотреть Рембрандта, Хальса, Вермеера и малых голландцев. Порадовало, что музей - самое большое и красивое здание города. По архитектуре оно почему-то напоминало Центральный вокзал Амстердама, который тоже очень хорош… Как потом выяснилось, оба здания строил один архитектор - Питер Кёйтерс. "Ночной дозор" Рембранда на фотографии без вспышки не получился, и вот парные портреты отца и сына удались…

Следующим контрапунктом нашей программы был Бегинхоф (или Бегайнхоф). Мы прошли мимо современного здания новой оперы, экономно совмещенной с ратушей. За этим комплексом до красивой барочной церкви (как потом выяснилось Моисея и Аарона) простиралось удивительно замусоренное пространство, которое лениво приводили в порядок уборщики. Позже мы узнали, что на этом месте каждое утро открывается "блошиный" рынок Амстердама. Мы были здесь в районе 18 часов и застали только результат его жизнедеятельности. А вот моя добрая знакомая Елена Смирнова через неделю именно "на блошке" разыскала для моей коллекции интересный колокольчик, на котором отлит довольно сложный рельеф и имена четырех евангелистов. (По-видимому, сработало шестое чувство: колокольчик с такими рельефом и надписью мы год назад вместе с Еленой видели и даже сфотографировали в музее колоколов в Апольде (Германия). Музейный экспонат был отлит в 19 веке во Франции и является копией римского колокольчика предположительно 11-12 веков…)

Итак, Бегинхоф. Когда-то это была католическая община бегинок - женщин, не принявших постриг, но живущих по монастырским законам. Последняя бегинка умерла в 1971 году, но Бегинхоф обитаем и сейчас. Попасть в него можно с площади Спау, где находится книжный рынок. Ведет туда крепкая дверь, которую найти не просто, лучше спросить местных жителей. Дверь была только прикрыта - и мы вошли… И будто попали в другое время… Шум и суета большого города остались где-то там, далеко, а здесь покой и тишина…

Ухоженный большой двор, аккуратные дома, выдержанные в едином стиле. Здесь находится самый старый дом Амстердама, который датируется XV веком (он на снимке вверху справа). Это чуть ли не единственный деревянный дом, сохранившийся в Амстердаме: власти города в 1521 году запретили строить деревянные дома после очередного городского пожара. Кстати, три косых креста на гербе Амстердама означают три напасти, которых больше всего боялись в городе: наводнение, пожар и чуму.

Мы мирно отдохнули в Бегинхофе, затем "стопы свои" направили к Южной церкви, на башню которой хотели забраться. (О ней тоже сказано: "поднимаешься - и обмираешь!") Но напрасно: во-первых, закрыто, а во-вторых, табличка извещает, что вы поднимаетесь на свой страх и риск (я бы все равно полезла). Церковь, ввиду падения религиозного рвения местного населения, превращена сейчас в концертный зал. ( Здесь есть отличный карильон из 35 колоколов.)

Еще немного о башнях Амстердама. Когда-то город окружала крепостная стена, от которой до наших дней сохранились четыре башни. Схрайерсторен - "Башня слез" (вторая слева внизу), отсюда махали платочками, утирая слезы, жены моряков вслед уходящим кораблям. Сейчас залив Эй с большой водой далеко отстоит от башни, а в ней размещается кафе. Ваахайс - Весовая башня (третья слева внизу) - в средневековье была городскими воротами Святого Антония. Позже здесь располагались некоторые гильдии Амстердама (в помещении гильдии врачей Рембрандт писал "Урок анатомии"). Сейчас здесь ресторан и кафе.

Мюнторен или Монетная башня (вверху слева) имеет карильон в 38 колоколов. В ней находится магазин Делфтского фарфора, в котором можно заказать копию любого предмета коллекции Королевской мануфактуры. Рядом с башней большой цветочный рынок. Тюльпаны всех цветов радуги, луковицы всех калибров, сухоцветы для композиций… и самые дешевые сувениры. И четвертая башня - Мюнтельбансторен (вверху справа) имеет один большой колокол. Здесь располагается управление шлюзовым хозяйством города. (Воду в каналах города прогоняют 5 раз в неделю, и, не смотря на устойчивый коричневый цвет воды в каналах, у нее нет застоялого запаха.)

Я не зря все время упоминаю карильоны и колокола. В какой бы части Амстердама мы не находились, нас красивым звоном от башни к башне сопровождали колокола (будто с рук на руки передавали). В Амстердаме 7 карильонов, не считая мобильного. Ну, а башню хотя бы без одного колокола в Голландии трудно себе представить…

(На фотографиях слева направо карильоны: Королевского дворца, Мюнторен, Южной церкви и колокол на Мюнтельбансторен.)

Еще одна смотровая площадка города "с обмиранием" - это крыша музея "НЕМО", который выдается в залив и построен в форме корабля. С одной стороны - копия в натуральную величину парусника XVII века "Амстердам", у причала - настоящие парусники, с другой стороны - замечательный вид на город в лучах заходящего солнца.

От "НЕМО" к вокзалу шли по пешеходным мостикам, очень удобно переброшенным от музея через залив к самому зданию Центрального вокзала (никогда еще не видела железнодорожного вокзала, к которому швартуются корабли…).

Из транспортных впечатлений самое яркое: изобилие велосипедов в городе, которые встречаются буквально везде! Есть даже стоянка на 20 тысяч штук… Это культ. И, на мой взгляд, замечательный. К тому же на машине можно запросто передавить глазеющих на знаменитые дома туристов на узких набережных каналов…

Полтора дня для Амстердама очень мало… Они пролетели стремительно и оставили ощущение абсолютной свободы, когда до тебя никому нет дела… Это старый и мудрый город, в который хочется вернуться еще не раз…

Продолжение следует… ( Кейкенхоф, Блюменкорсо и др.)

Светлана НАРОЖНАЯ
Владимир НАРОЖНЫЙ (фото)
Май 2004г.

P.S. О нашей второй поездке в Голландию в августе 2008 года можно причитать на страницах "Голландия-2008".


На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100