Амстердам
В поездку мы оправились от саксонского турагенства "Дрезден
Идеалтур". Компанию нам составили пожилые супружеские пары
(не знаю, где как, а в Германии апрель-май - сезон
пожилых людей). Почти всю дорогу мы с мужем читали
распечатки о Голландии и Амстердаме, так что к приезду в
тихий провинциальный Берген (где находился наш отель)
теоретически были подкованы.
Берген. 22.04.2004.
После сытного ужина отправились осматривать окрестности и
знакомиться с местными нравами. Место чудесное: неширокие
улицы, ухоженные дома несерьезного размера с большими чисто
вымытыми окнами… без занавесок. Все замечательно видно: люди
смотрят телевизор, читают, беседуют… Дома просматриваются
насквозь, как аквариумы: на противоположной стене дома -
тоже не занавешенное окно… Чувствуешь себя "подглядывающим"
чужую жизнь. А куда деться? Большие окна начинаются на
уровне твоей талии, легкие сумерки - в комнатах горят лампы…
Ощущение покоя и некой отрешенности от мирской суеты.
А завтра - Амстердам.
Амстердам. 23-24.04.2004.
Большего контраста, чем тихий спокойный Берген и несколько
сумасшедший Амстердам, трудно вообразить. Мы прибыли в
город в 9 утра, жизнь уже "била ключом"…
Амстердам - город старый (ему более 700 лет) и, к
счастью, не слишком разрушенный последними войнами, поэтому
здесь многое сохранилось от прежних веков, непременная
принадлежность которых - узкие улочки. Зато весь город
изрезан каналами. Поэтому туристов благоразумно спустили на
воду: экскурсионные катера здесь имеются в изрядном
количестве, прибавьте к этой флотилии частные
разнокалиберные лодки и катера - и вы получите
представление о местном судоходстве.
Нас пригласили на борт - и представление началось. Медленно
проплывали дома и мосты, баржи и катера, ставшие домами на
воде. Складывалось ощущение декорации (иногда покосившейся...),
которое несколько нарушали пришпиленные к ограждениям
мостов современные велосипеды… Это удовольствие длилось
около часа. Затем группе отводилось 2 часа свободного
времени, после чего отъезд в Мадуродам - парк
"Голландия в миниатюре".
Небольшое отступление: эту поездку мы выбрали потому,
что в ее плане значились одновременно Амстердам и Делфт
(махнули при этом рукой даже на полупансион, который нам был
совершенно не нужен, но от которого никак нельзя было
отказаться). Программа включала еще таинственное Блюменкорсо,
о котором толком ничего не было известно. И вот по дороге в
Берген мы узнаем, что Делфт заменен на это "корсо"…
Опечалились, потом полезли в карту. Оказалось, что Делфт и
Мадуродам находятся в одной стороне, и мы предложили
заменить Мадуродам на Делфт (лучше увидеть настоящий
средневековый Делфт, а не игрушечный, мы все-таки не дети).
Мнения в группе разделились, большинство предпочитало Делфт,
но… немцы очень послушны, и поднять "бунт на корабле"
нам не удалось (да мы особенно и не пытались). Отпустили
"наших" немцев в Мадуродам, а сами остались в Амстердаме на
весь день. (Второй день часов с пяти вечера мы тоже провели
здесь.)
Спокойно наметили то, что хотим увидеть, узнали на вокзале,
как нам добраться обратно в Берген, и отправились в
"свободное плавание". Вначале это была торная туристская
тропа: по широкой улице Дамрак к площади Дам. По дороге
поглазели на вывеску "Sexmuseum", но отвлекаться не стали,
заглянули в какой-то закоулок и по нему выбрались на
параллельную торговую улицу, известную еще в средневековье.
Улица стала загибаться, и чтобы не сбиться с курса, мы
вернулись на Дамрак.
Тут нас повлекло в противоположную сторону - к Старой церкви,
которая славится убранством капелл и старыми витражами
(здесь похоронена жена Рембрандта Саския). Церковь
(на фото справа вверху) была закрыта по причине
подготовки к Дню рождения королевы (который отмечают
30 апреля, хотя здравствующая королева родилась совсем
в другой день). Удивительно, но квартал "красных фонарей"
находится как раз вокруг этой очень старой (освящена в 1306
году) и мрачноватой готической церкви.
Напротив нее - один из многочисленных "кофешопов", который
так и называется - "У Старой церкви". Ничего себе соседство…
Какими-то экзотическими улочками, утыканными "Сексшопами",
выбрались к Дам. (Для тех, кто не знает: "кофешопы" - это
места продажи и потребления "легких" наркотиков - марихуаны,
гашиша и т.п. Кстати, в Амстердаме есть и музей... марихуаны,
вход - 5 евро, этот экзотический музей на снимке
справа.)
Дам - главная и самая просторная площадь Амстердама.
(Дам - по-голландски дамба. Дамба и была на этом месте
когда-то. Амстердам, как почти вся Голландия, лежит
ниже уровня моря, напор которого сдерживают многочисленные
дамбы.) В центре площади - памятник голландцам, погибшим
во время последней войны и войны в Индокитае. Вокруг белого
обелиска гужуется праздная разноцветная молодежь.
На площади много сувенирных магазинов, в одном из них я
купила наперстки друзьям и два фарфоровых колокольчика себе
в коллекцию: один большой с тюльпаном на ручке и мельницами
по обеим сторонам прорезной юбки (он имеет сертификат,
удостоверяющий, что роспись колокольчика сделана вручную,
но клейма нет), второй - небольшой колокольчик "Amsterdam"
с гербом города (имеет синее подглазурное клеймо в виде
короны и надпись "Handpainted Delfts Bleu"). А еще здесь я
примерила деревянные башмаки :). Этих башмаков всех
размеров в любой сувенирной лавке - море.
Если выйти на Дам с улицы Дамрак, то по правую руку на
площади находится Королевский дворец. По нашим меркам дворец
довольно скромных размеров, но с карильоном (в 47 колоколов)
и красивым портиком. Наверно, это единственный дворец в городе.
Амстердам вообще город домов, а не дворцов и соборов. Город
для людей. Быть может, это - одна из составляющих его
очарования. Чуть за дворцом - Новая церковь, в одной из
пристроек которой разместилось уютное кафе. Терпимость
голландцев неотразима!
Но это вранье, что Амстердам весь пропитан запахом марихуаны
и гашиша, такое не наблюдалось даже вечерами пятницы и
субботы, когда мы бродили по самым разным местам.
Расслабленная молодежь имела место, но ничего чрезвычайного
нам в глаза не бросилось. Валялся один абориген у низенького
ограждения канала рядом с двухколесным другом, попадались
и "выдержанные в градусе" личности, но до наших им, пожалуй,
было далеко…
Но не эта экзотика привлекала нас в Амстердаме. Как всегда,
хотелось ощутить "дух" города, его неповторимость. А это
только "ножками" вдоль каналов. Лицо города - невысокие
и узкие, тесно прижатые друг к другу дома. Обычный
фасад - в два-три окна.
Налог на недвижимость взимался здесь с ширины фасада дома,
выходящего на канал или улицу, поэтому бережливые голландцы
строили свои жилища узкими и длинными. Нам попался даже дом
шириной в одно окно, но, как оказалось, не он был в Амстердаме
самым узким. На следующий день мы разыскали дом шириной не
более метра, и как ни странно, он до сих пор обитаем
(см. два фото справа вверху; человек для масштаба).
А самый высокий дом (не новодел, а из старых) всего в шесть
этажей (в три окна по фасаду, второй слева внизу).
Итак, дома Амстердама. Через какое-то время начинаешь
определять их возраст по высоким тимпанам, традиционно
венчающим фасад. Самые ранние, начала XVI века, имеют
простой и строгий треугольный тимпан, позже на нем появились
уступы (они мне почему-то понравились больше всего). В XVII
веке тимпан принял формы "шеи" и "колокола", которые весьма
искусно украшали, XVIII-й изобилует всевозможными барельефами,
колоннами и картушами (как, например, роскошный дом
Бартолотти, вверху в центре, на самом деле он
состоит из двух домов-близнецов). Пока не знаю, куда
"пристроить" дома со "срезанным" тимпаном… Даже если бы мы
не читали "Портрет кирпича" Вайля, все равно очаровались бы
красотой кирпичной кладки старых голландских домов.
Однако я увлеклась. Часы, отпущенные на город, бежали
стремительно… Мы отправились (мимо нарядного музея театра)
к Западной церкви. В путеводителе сказано, что у нее самая
высокая и самая красивая башня в Амстердаме, с которой
открывается восхитительный вид на город, цитирую:
"поднимаешься - и обмираешь". Только одна проблема:
экскурсия с подъемом на башню для 5 (!) человек
проводится лишь раз в полчаса. Вообразите, в городе бывает
более 100 тысяч туристов ежедневно, а подняться в башню из
них могут лишь человек 80! Так что это - большая удача. Мы
не обольщались. Но нам повезло.
Обмирать я начала уже с середины лестницы. Нет, крутая
винтовая лестница в 186 ступеней, поручнем которой служит
свободно висящая толстая веревка, здесь ни причем. Хотя
лестница - тоже острое ощущение… Оказалось, что в башне,
кроме действующего карильона (в 50 колоколов), есть
часть старого (уже не работающего) карильона XVII века
работы Хемони: клавиатура и несколько колоколов, на которых
легко читается: Hemoni. Три больших колокола висят здесь же.
Самый большой из них (весом около 3,5 тонн) я даже отважилась
покачать (на западе качают весь колокол со свободно
подвешенным языком), к моему удивлению, это оказалось не
трудно. До звона, правда, дело не дошло…
Милая девушка, сопровождавшая нас на башню, обратила внимание
присутствующих на первый "автограф", выцарапанный еще в
XVII веке на деревянной балке башни любителем "увековечиться".
"Автограф" бережно сохраняется до сих пор :). А вид на
город со смотровой площадки открывается действительно дивный.
В любую сторону. (Башня высотой 85 метров да еще
находится практически в самом центре города).
Пока мы ждали начало экскурсии, вход в неф церкви был закрыт:
шла репетиция вечернего концерта. А когда спустились,
репетиция уже закончилась, и церковь была открыта, да еще
играл органист. Вошли… Орган и акустика в церкви отличные.
Мы слушали - и никуда не хотелось идти… Считают, что в
этой церкви похоронен Рембрандт. Памятный картуш (копия
картуша с его картины "Ночной дозор") имеется на стене.
Орган умолк. Мы купили в церкви CD с записью карильонного
концерта Будивижна Зварта "Звуки Амстердама"
(концерты Зварта
на мобильном карильоне муж слушал в Дрездене в 2003 году)
и решили двинуться дальше.
Но не тут-то было: церковь оказалась закрытой по причине
неожиданной демонстрации, которую устроили у ее стен
студенты. (Повод для демонстрации никакого отношения
к церкви не имел). При этом студиозы умудрились вывесить
какой-то здоровенный лозунг на башне (поднявшись на нее под
видом туристов)…. Охрана вывела нас через боковой вход…
И мы отправились в Райксмузеум смотреть Рембрандта, Хальса,
Вермеера и малых голландцев. Порадовало, что музей -
самое большое и красивое здание города. По архитектуре
оно почему-то напоминало Центральный вокзал Амстердама,
который тоже очень хорош… Как потом выяснилось, оба здания
строил один архитектор - Питер Кёйтерс. "Ночной дозор"
Рембранда на фотографии без вспышки не получился, и вот
парные портреты отца и сына удались…
Следующим контрапунктом нашей программы был Бегинхоф (или
Бегайнхоф). Мы прошли мимо современного здания новой оперы,
экономно совмещенной с ратушей. За этим комплексом до
красивой барочной церкви (как потом выяснилось Моисея и
Аарона) простиралось удивительно замусоренное пространство,
которое лениво приводили в порядок уборщики. Позже мы узнали,
что на этом месте каждое утро открывается "блошиный" рынок
Амстердама. Мы были здесь в районе 18 часов и застали только
результат его жизнедеятельности. А вот моя добрая знакомая
Елена Смирнова через неделю именно "на блошке" разыскала
для моей коллекции интересный колокольчик, на котором отлит
довольно сложный рельеф и имена четырех евангелистов.
(По-видимому, сработало шестое чувство: колокольчик с такими
рельефом и надписью мы год назад вместе с Еленой видели и
даже сфотографировали в
музее колоколов в Апольде (Германия).
Музейный экспонат был отлит в 19 веке во Франции и является
копией римского колокольчика предположительно 11-12 веков…)
Итак, Бегинхоф. Когда-то это была католическая община
бегинок - женщин, не принявших постриг, но живущих по
монастырским законам. Последняя бегинка умерла в 1971 году,
но Бегинхоф обитаем и сейчас. Попасть в него можно с площади
Спау, где находится книжный рынок. Ведет туда крепкая дверь,
которую найти не просто, лучше спросить местных жителей.
Дверь была только прикрыта - и мы вошли… И будто попали в
другое время… Шум и суета большого города остались где-то
там, далеко, а здесь покой и тишина…
Ухоженный большой двор, аккуратные дома, выдержанные в
едином стиле. Здесь находится самый старый дом Амстердама,
который датируется XV веком (он на снимке вверху справа).
Это чуть ли не единственный деревянный дом, сохранившийся в
Амстердаме: власти города в 1521 году запретили строить
деревянные дома после очередного городского пожара. Кстати,
три косых креста на гербе Амстердама означают три напасти,
которых больше всего боялись в городе: наводнение, пожар и
чуму.
Мы мирно отдохнули в Бегинхофе, затем "стопы свои" направили
к Южной церкви, на башню которой хотели забраться. (О ней
тоже сказано: "поднимаешься - и обмираешь!") Но
напрасно: во-первых, закрыто, а во-вторых, табличка извещает,
что вы поднимаетесь на свой страх и риск (я бы все равно
полезла). Церковь, ввиду падения религиозного рвения
местного населения, превращена сейчас в концертный зал. (
Здесь есть отличный карильон из 35 колоколов.)
Еще немного о башнях Амстердама. Когда-то город окружала
крепостная стена, от которой до наших дней сохранились
четыре башни. Схрайерсторен - "Башня слез"
(вторая слева внизу), отсюда махали платочками,
утирая слезы, жены моряков вслед уходящим кораблям.
Сейчас залив Эй с большой водой далеко отстоит от башни, а
в ней размещается кафе. Ваахайс - Весовая башня
(третья слева внизу) - в средневековье была
городскими воротами Святого Антония. Позже здесь
располагались некоторые гильдии Амстердама (в помещении
гильдии врачей Рембрандт писал "Урок анатомии"). Сейчас
здесь ресторан и кафе.
Мюнторен или Монетная башня (вверху слева) имеет карильон в 38 колоколов.
В ней находится магазин Делфтского фарфора, в котором можно заказать копию любого
предмета коллекции Королевской мануфактуры. Рядом с башней большой цветочный рынок.
Тюльпаны всех цветов радуги, луковицы всех калибров, сухоцветы для композиций…
и самые дешевые сувениры. И четвертая башня - Мюнтельбансторен (вверху справа)
имеет один большой колокол. Здесь располагается управление шлюзовым хозяйством
города. (Воду в каналах города прогоняют 5 раз в неделю, и, не смотря на устойчивый
коричневый цвет воды в каналах, у нее нет застоялого запаха.)
Я не зря все время упоминаю карильоны и колокола. В какой бы
части Амстердама мы не находились, нас красивым звоном от
башни к башне сопровождали колокола (будто с рук на руки
передавали). В Амстердаме 7 карильонов, не считая мобильного.
Ну, а башню хотя бы без одного колокола в Голландии трудно
себе представить…
(На фотографиях слева направо карильоны: Королевского
дворца, Мюнторен, Южной церкви и колокол на Мюнтельбансторен.)
Еще одна смотровая площадка города "с обмиранием" - это
крыша музея "НЕМО", который выдается в залив и построен в
форме корабля. С одной стороны - копия в натуральную
величину парусника XVII века "Амстердам", у причала -
настоящие парусники, с другой стороны - замечательный
вид на город в лучах заходящего солнца.
От "НЕМО" к вокзалу шли по пешеходным мостикам, очень удобно
переброшенным от музея через залив к самому зданию
Центрального вокзала (никогда еще не видела железнодорожного
вокзала, к которому швартуются корабли…).
Из транспортных впечатлений самое яркое: изобилие велосипедов
в городе, которые встречаются буквально везде! Есть даже
стоянка на 20 тысяч штук… Это культ. И, на мой взгляд,
замечательный. К тому же на машине можно запросто передавить
глазеющих на знаменитые дома туристов на узких набережных
каналов…
Полтора дня для Амстердама очень мало… Они пролетели
стремительно и оставили ощущение абсолютной свободы, когда
до тебя никому нет дела… Это старый и мудрый город, в
который хочется вернуться еще не раз…
Продолжение следует… (
Кейкенхоф, Блюменкорсо
и др.)
Светлана НАРОЖНАЯ
Владимир НАРОЖНЫЙ (фото)
Май 2004г.
P.S. О нашей второй поездке в Голландию в августе 2008 года можно
причитать на страницах "Голландия-2008".
|