Новости сайта
О коллекции
Каталог
Библиотека
Из истории колоколов
Колокола и колокольчики в культуре народов мира
Ссылки
Наши путешествия
Карта сайта
Об авторе
Гостевая книга
Главная страница

Мой баннер


Россия и СНГ Европа Америка Азия, Африка, Австралия Прочее

Колокола и колокольчики в прозе

Колокола и колокольчики стали естественным атрибутом жизни и быта людей, поэтому они органично вошли во многие литературные произведения.

Они могут появиться мельком, как, например, у Гоголя в "Вие":

"Как только ударял в Киеве поутру довольно звонкий семинарский колокол, висевший у ворот Братского монастыря, то уже со всего города спешили толпами школьники и бурсаки".

Могут встретиться эпизодически, как у Булгакова в "Мастере и Маргарите" (глава 15 "Сон Никанора Ивановича"):

"Тут послышался мягкий звон колокольчика, свет в зале потух, занавесь разошлась, и обнаружилась освещенная сцена с креслом, столиком, на котором был золотой колокольчик, и с глухим черным бархатным задником".
Этот золотой колокольчик звенит на протяжении всего сна "несчастного" Никанора Ивановича.

А могут стать заметными "персонажами", как колокола в "Соборе Парижской Богоматери" Гюго, от звона которых оглох звонарь Квазимодо. В VI главе второй книги романа ("Разбитая кружка") король бродяг устраивает жутковатое развлечение с чучелом, увешанным колокольчиками, от молчания или звона которых зависит жизнь человека:

"...Вот в двух словах, что от тебя требуется: ты должен… встать на носок левой ноги; в этом положении ты дотянешься до кармана чучела, обшаришь его и вытащишь оттуда кошелек. Если ты изловчишься сделать так, что ни один колокольчик не звякнет, - твое счастье: ты станешь бродягой… если в это время звякнет хоть один колокольчик, ты будешь повешен." (текст главы).
Конечно, колокольчики звенят, но от виселицы беднягу спасает прекрасная Эсмеральда.

Сервантес в "Дон Кихоте" говорит о них в главе XLVI "Об ужасной кутерьме с колокольчиками и котами, прервавшей объяснения Дон Кихота с влюбленною Альтисидорою". В ней колокольчики делают много шума… Коты, впрочем, тоже.

Недавно прочитала интересную статью Л.В.Карасева "О символах Достоевского" и поразилась тому, как второстепенные, казалось бы, предметы в романах писателя обретают особый смысл. Так случилось с дверным колокольчиком старухи-оценщицы в "Преступлении и наказании":

"Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди."

Потом снова настойчиво о колокольчике:

Раскольников "…уже забыл звон этого колокольчика, и теперь этот особенный звон как будто вдруг ему что-то напомнил и ясно представил…".

Наконец, уже после совершения убийства, когда Раскольников вновь приходит в квартиру старухи, Достоевский еще раз подтверждает факт странности его звучания:

"Вместо ответа Раскольников встал, вошел в сени, взялся за колокольчик и дернул. Тот же колокольчик, тот же жестяной звук!"

Одно выдает себя за другое: колокольчик медный, а звук жестяной. Неспроста автор так настойчиво возвращается к странности звука колокольчика.
Карасев пишет:

"В действиях Раскольникова, в его многократном возвращении к колокольчику, звучит настойчивое желание поведать миру о своем преступлении. Тема раскаяния возникает здесь: Раскольников звонит в колокольчик так, будто собирается его расколоть ("в колокольчик стал звонить, мало не оборвал").

Однако мое самое любимое описание колокольчика в прозе - в повести "Метель" Л.Н. Толстого:

"В это время сзади нас послышались колокольчики нескольких троек, которые шибко догоняли нас.
- Колокол кульерский,- сказал мой ямщик: - один такой на всей станции есть.
И действительно, колокольчик передовой тройки, звук которого уже ясно доносился по ветру, был чрезвычайно хорош: чистый, звучный, басистый и дребезжащий немного. Как я потом узнал, это было охотницкое заведенье: три колокольчика - один большой в середине, с малиновым звоном,...и два маленьких, подобранные в терцию. Звук этой терции и дребезжащей квинты, отзывавшийся в воздухе, был необыкновенно поразителен и странно хорош в этой пустынной, глухой степи."

Вспомним такие жанры, как сказка и фантастика.

Сказки сопровождают нас всю жизнь: сначала их читают нам, потом мы читаем их себе сами, затем - читаем их своим детям, дальше - внукам…

Сказка с колокольчиками - это, конечно, замечательный "Городок в табакерке" Одоевского, где очень толково описано устройство и принцип работы простейшего музыкального механизма - музыкальной шкатулки. Очаровательные иллюстрации к этой сказке были выполнены А. Кошкиным.

С детства многие помнят "Винни Пуха" Александра Милна и историю с дверным колокольчиком и хвостом Иа;

а в "Приключениях Чиполлино" Джани Родари - принца Лимона, который "был одет во все желтое с ног до головы, а на желтой шапочке у него побрякивал золотой колокольчик. У придворных Лимонов колокольчики были серебряные, а у солдат - бронзовые. Все эти колокольчики звенели, не переставая, так что получалась великолепная музыка", правда, "народ решил, что пришел бродячий оркестр".

В сказке Теодора Гофмана "Щелкунчик и мышиный Король" чудеса начинаются со звука колокольчика: "В это мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: динь-динь, динь-динь! Двери распахнулись, и елка засияла таким блеском, что дети с громким криком "Ах, ах" замерли на пороге."

А ведь есть еще и народные сказки…

В фантастике я не сильна, поэтому приведу совсем немного примеров этого жанра:
"Поющий колокольчик" Айзека Айзимова,
"Колокольчик из розового хрусталя" Роберта Артура и
"Желтый колокол" Александра Больных.

Надеюсь, что колокольная тема не иссякнет и в будущем. И буду очень рада встрече с ней на страницах реальных и виртуальных книг.


Октябрь 2002г. Новые находки
(их подсказали: книга Н.И. Оловянишникова "История колоколов и колокололитейное искусство", Москва, 1912г.
и сайт
Ростовские Звоны).

Рассказ В.М. Гаршина "Ночь", герой которого, Алексей Петрович, разочаровавшись в жизни, в людях и в самом себе, приготовился покончить счеты с жизнью. И когда до рокового шага остается мгновение, он слышит звук далекого колокола, который останавливает его, будит добрые воспоминания и, в конце концов, заставляет изменить решение:

"Колокол сделал свое дело: он напомнил запутавшемуся человеку, что есть еще что-то, кроме своего собственного узкого мирка, который его измучил и довел до самоубийства. Неудержимой волной нахлынули на него воспоминания, отрывочные, бессвязные, и все как будто новые для него. В эту ночь он многое уже передумал и многое вспомнил, и воображал, что вспомнил всю свою жизнь, что ясно видел самого себя. Теперь он почувствовал, что в нем есть и другая сторона , та самая, о которой говорил ему робкий голос души..." (отрывок из рассказа)

У А.И. Куприна (собрание сочинений "Мой паспорт") колокол - частый гость.
Вот как Куприн описывает праздничный благовест:

"Колокольня. Какая веселая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот-вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх мальчишеского счастья - наконец-то в моих руках веревка от самого главного, самого большого колокола…
Грушевидный язык его тяжел и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба-ам!.. Теперь уже больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний. Еще!.. еще… Ласточки стрелой проносятся мимо тебя, любительские голуби стаей плавают высоко в воздухе"…

А вот его раздумья об исторической значимости колоколов:

"Лишь триста, четыреста лет висят наши большие колокола на наших колокольнях; но если бы допросить эти колокола, как они созидались и если бы они рассказали нам об этом, если б да поведали нам они, откуда они взялись, о, какая бы тогда назидательная летопись раскрылась перед миром!..".

В чудесном рассказе В.Г. Короленко "Старый звонарь (весенняя идиллия)" действие происходит в пасхальную ночь. И пасхальная радость здесь смешана с той грустью, которая всегда живет в русской природе, русской деревне, а особенно, когда смотрит на все это старый, видевший в жизни много горя человек. Здесь это звонарь Михеич. Вся жизнь его связана с колоколами и звонами, при них и состарился. И вот пасхальная служба:

"Никогда еще так не звонил старый Михеич. Казалось, его переполненное старческое сердце перешло в мертвую медь, и звуки точно пели и трепетали, смеялись и плакали, и, сплетаясь чудною вереницей, неслись вверх, к самому звездному небу. И звезды вспыхивали ярче, разгорались, а звуки дрожали и лились, и вновь припадали к земле с любовною лаской... Большой бас громко вскрикивал и кидал властные, могучие тоны, оглашавшие небо и землю: "Христос Воскресе!" И два тенора вздрагивая от поочередных ударов железных сердец, подпевали ему радостно и звонко: "Христос Воскресе!" А два самые маленькие дисканта, точно торопясь, чтобы не отстать, вплетались между больших и радостно, точно малые ребята пели вперегонку: "Христос Воскресе!" И казалось, старая колокольня дрожит и колеблется, и ветер, обвевающий лицо звонаря, трепещет могучими крыльями и вторит: "Христос Воскресе!" И старое сердце забыло про жизнь, полную забот и обиды".(отрывок из рассказа)


Март 2003 года.

О сказках раньше было сказано немного, наверное, потому, что
сказки эти всем известны. Но вот недавно отыскалась японская сказка "Колокол из дворца Дракона", она совсем небольшая и ее полный текст можно прочитать здесь.

А это уже не казка, а быль: в первой половине XX века жил в Москве музыкант с удивительным слухом и поразительной любовью к колокольному звону Константин Сараджев. В октаве он различал 1701 тон, а колокол считал совершенным инструментом и мечтал создать концертную колокольню. Сараджев был удивительным человеком, о котором ходили легенды. Книгу-воспоминание "Сказ о звонаре московском" написала о нем Анастасия Цветаева (книга доступна по адресу: www.russiantext.com ).


Май 2004 года.
Отрывок из автобиографического романа Ивана Шмелева "Богомолье", который прислала Александра Худилайнен из Эстонии. Речь в нем идет о Троице-Сергиевой Лавре:

"Дьякон машет на колокольню и восторгается:
- Что за глас! Сижу и слушаю, не могу оторваться... от младости так, когда еще в семинарии учился.
Говорят про колокола и певчие - все-то знают:
- Сейчас это "Корноухий" благовестит, маленький, тыща пудов всего. А по днунадесятым - "Царь-Колокол" ударяет, и на ногах тут не устоишь.
Дьякон рассказывает, что после обедни и "Переспор" услышим: и колоколишка-то маленький, а все вот колокола забьет-накроет. Певчие хвалят "Лебедя":
- За "Славословием"-то вчера слыхали? Чистое серебро!
Дьякон обещает сводить нас на колокольню - вот посвободней будет,- отец звонарь у него приятель, по всем-то ярусам проведет, покажет."


Июнь 2004 года.
Две новые "колокольные" находки прислала Александра Худилайнен из Эстонии. Это отрывки из романов Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" и Василия Яна "Батый".

В 17-19 главах романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле поведал о том, как Гаргантюа снял и унес большие колокола Собора Парижской Богоматери, и как парижане возвращали их обратно... Самый главный аргумент горожан был следующий:

"Бог свидетель, город без колоколов -- все равно что слепец без клюки, осел без пахвей, корова без бубенчиков..."

"...О милостивый государь, о domine, clochidonnaminor nobis! { Господин, околоколодетельствуй нас! (средневек. лат.) Ведь это est bonum urbis { Достояние города (лат.)}. В них нуждаются все поголовно... Всякий колокол колокольный, на колокольне колокольствующий, колоколя колоколительно, колоколение вызывает у колокольствующих колокольственное..."
(
текст 17-19 глав книги).

Роман В. Яна "Батый" рассказывает о реальных событиях русской истории - нашествии татар и раззорении Рязани. Вот удивительный по выразительности отрывок из романа:

"...Протяжный, будто жалобный звук пронесся над площадью. Евпатий обернулся. Несколько человек поднимали тяжелый колокол. Притащили три бревна, подняли их и связали верхние концы. Одни подтягивали веревками колокол, другие помогали, подхватив его за края. Наконец колокол повис. Ратники обсасывали пальцы, на которых от натуги выступила кровь из-под ногтей.
- Не валяться же тут ему,- пояснил старшой. - Вечник, чай, наш, народный голос!.." (продолжение отрывка из романа).



Январь 2007 года.
Пронзительный рассказ "Колокол" замечательного русского писателя Владимира Солоухина (1924-1997) теперь можно прочесть на сайте (
текст рассказа).



На главную страницу

Rambler's
     Top100 Rambler's Top100